"В движении".

"В движении".

21.12.2012

В движении

Депутаты и администрация Хабаровска ищут пути развития транспортной системы города

Местная власть

Татьяна Дмитракова, Хабаровск

В Хабаровске проходит конкурс на лучшее новогоднее оформление подвижного состава. В зачет идут внешний вид машин, чистота и красота салона, сделанные своими руками украшения, поздравления по микрофону и даже праздничные костюмы экипажа. Так что в эти дни система городского транспорта — под особым вниманием пассажиров, мэрии и депутатского корпуса. Но не только в дни торжеств думцы Хабаровска заботятся о состоянии дорожно-транспортной отрасли.

Поехали!

В нынешнем году народные избранники не раз обсуждали проблемы и перспективы развития пассажирских перевозок. Представителей всех заинтересованных предприятий, служб и ведомств собрал депутатский час «Транспортная политика и экономика на транспорте в городе Хабаровске — одна из составляющих бюджетной политики Хабаровской городской думы».

— Система общественного пассажирского транспорта в городе складывалась годами, автомобильный, электрический, водный и железнодорожный транспорт удачно дополняют друг друга, — напомнил заместитель председателя Хабаровской городской думы Николай Корниенко.

Между тем основной объем перевозок ложится на муниципальный транспорт: 294 автобуса, 80 трамваев и 52 троллейбуса перевозят более половины пассажиров. Городские муниципальные транспортные предприятия ежегодно выплачивают около 360 миллионов рублей в виде налогов. На коммерческих маршрутах работают 506 автобусов, но их владельцы отдают в казну только 30 миллионов. Таким образом, ежегодный объем обязательных платежей на один автобус муниципального предприятия составляет около 900 тысяч рублей, а коммерческого — около 60 тысяч.

Тем временем финансовое положение муниципальных перевозчиков остается сложным, зарплата почти не растет. Исчерпали свой ресурс 86,1 процента автобусов, 80 — трамваев и 54 процента троллейбусов. Но направить на развитие транспорта крупные суммы городской бюджет пока не в состоянии: в 2011 году было выделено 138,9 миллиона рублей, в 2012 году — 72,3. За последние десять лет за счет муниципалитета приобретены 248 автобусов, 31 троллейбус и 16 трамваев. Недавно на маршруты вышли еще два трамвая и троллейбус.

Депутаты считают: надо добиваться, чтобы муниципальный и коммерческий транспорт работали в одинаковых условиях.

— Показательно, что частные перевозчики бросили уже 190 маршрутов, и там горожане могут рассчитывать лишь на городские автобусы, — отмечает Николай Корниенко. — Значит, необходимо оптимизировать маршруты, изучить потребности горожан и изменения пассажиропотока.

Думцы подтвердили, что они готовы и впредь поддерживать все конструктивные предложения по улучшению системы пассажирских перевозок в Хабаровске.

Льгот нет

У всех видов пассажирского транспорта есть общая проблема — затраты на перевозку льготных категорий пассажиров восполняются не в полном объеме. Начальник МУП Хабаровска «Трамвай­но-троллейбусное управление», депутат городской думы Николай Илющенко подсчитал: если бы за каждого льготника платили, как в других городах, хотя бы 900 рублей в месяц, то убытки управления за год сократились с 131 до 28 миллионов рублей.

По словам заместителя мэра Хабаровска Сергея Афанасьева, в РФ насчитывается 43 льготных категории граждан. Усилиями муниципалитетов и их предпри­ятий-перевоз­чиков обеспечить социальные гарантии этих пассажиров сложно. Но практически на каждой машине коммерческого перевозчика висит табличка «Льгот нет».

Их владельцам неоднократно предлагали возить льготников на условиях компенсации выпадающих доходов из казны. Но те не соглашаются. Городские депутаты и администрация Хабаровска пытаются решить ситуацию, связанную с перевозкой льготных категорий граждан.

Кроме того, из-за несовершенства краевого законодательства муниципалитет не может запретить незаконную предпринимательскую деятельность на неофициальных автобусных маршрутах.

Мэрия выигрывает суды против таких коммерсантов, но дело тормозится из-за отсутствия в краевом Кодексе об административных правонарушениях раздела по транспорту. Депутаты городской думы вышли в Законодательную думу Хабаровского края с инициативой — внести дополнения в КоАП в части установления административной ответственности перевозчиков за работу на маршрутах без право­устанавливающих документов.

По шпалам

Порядка 40 миллионов руб­лей будут ежегодно выделять на развитие электротранспорта в Хабаровске. Это станут делать в рамках трехлетней программы, в которую вошли мероприятия по ремонту контактной сети и путевого хозяйства трамвайных и троллейбусных линий.

36 миллионов рублей направили в этом году из бюджета Хабаровска на восстановление энергосистемы трамвайно-троллей­бусного управления. На эти деньги отремонтированы два километра трамвайных путей, заменены около пяти километров контактной сети, два километра питающего фидера, 110 опор контактной сети. Отремонтирована одна из 12 подстанций, обслуживающих электрохозяйство. Реконструкция затронула шесть участков трамвайного пути.

При ремонте пошли на эксперимент: вместо рельсошпальной решетки на деревянной основе на 400-метровом отрезке от улицы Дикопольцева до Центрального рынка уложили железобетонные шпалы. Как сообщил Николай Илющенко, работы проведены на собственные средства МУП и обошлись в 1,2 миллиона руб­лей. Затраты, несомненно, окупятся, ведь расходы на содержание новых шпал гораздо ниже, чем на ремонт и обслуживание деревянных. Если данная технология хорошо зарекомендует себя, железобетонную основу подведут под все 76 километров городских трамвайных путей.

Еще одна новинка — электронные информационные табло, которые стали появляться на остановках.

— До конца года около полутора десятков электронных информаторов будут размещены на маршрутах с насыщенным пассажиропотоком: в направлении химфармзавода, на улице Джамбула и иных местах, — объяснил руководитель трамвайно-троллейбусного управления. — На табло — важная для пассажиров информация: точное время, номера маршрутов, идущих по данной ветке, и сведения о том, прибудет ли трамвай по расписанию или задерживается.

Власти уверены, что за электротранспортом, в первую очередь трамваем, — большое будущее.

Кстати

Внедрение системы управления транспортными потоками Хабаровска возложено на МУП «Научно-производственный центр организации дорожного движения». Его специалисты создают интеллектуальную транспортную систему, управляющую трафиком при помощи светофоров. По прогнозам, разработка повысит пропускную способность улиц города на двадцать процентов.

В краевом центре планируют перевести часть автобусов на газ. В перспективе для перевозки пассажиров приобретут до 80 таких автобусов на условиях софинансирования с краевой казной. Предприниматели из Томска готовы к концу следующего года установить компрессорную станцию, которая будет заправлять технику.

Дорожная карта

Инфраструктура

Развитие дорожной сети Хабаровска не всегда поспевает за интенсивным ростом столицы ДФО. Свыше 200 тысяч автомобилей ежегодно перевозят по городу около 130 миллионов пассажиров и более семи миллионов тонн грузов.

Стратегический план развития Хабаровска, принятый решением городской думы в мае 2012-го, предусматривает как совершенствование общественного транспорта, так и модернизацию дорожной сети. Депутаты всегда поддерживают администрацию города своими решениями по финансированию социально значимых проектов. Размер бюджетных ассигнований в дорожную отрасль с 2000 года увеличился в 14 раз. Если в 2000-м на эти цели направляли 85 миллионов рублей, то в последние пять лет вложения превысили миллиард.

На эти средства сделано немало. Реконструкция улицы Дикопольцева и выхода улицы Гайдара к Амурскому бульвару позволила разгрузить центральную часть города. Улица Бондаря соединила Тихоокеанскую и Воронежское шоссе, Промышленная связала Восточное шоссе и улицу Карла Маркса. Благодаря вводу участка на улице Слободской сократился путь из центра Хабаровска в Южный микрорайон.

Бурная автомобилизация обострила проблемы парковок и пробок. Частично городские власти решили их: расширена проезжая часть особенно загруженных улиц — Серышева, Воронежской, увеличена пропускная способность улиц Дзержинского, Запарина, Волочаевской, Шеронова. Начало положила парковка на улице Ленина. Мэрия совместно с думцами ищет и другие варианты улучшения дорожно-транспортной ситуации.

— Одно из предложений — реконструировать Уссурийский бульвар , чтобы организовать там «карманы», — рассказала зампредседателя Хабаровской городской думы Александра Гаврилова. — Однако это решение было отвергнуто горожанами. Мы не имеем права не считаться с мнением хабаровчан, значит, будем совместно искать другие пути, которые не нарушат наших представлений о современном и комфортном городе.

Ольга Лебедева, Хабаровск

На обочине

Проблема

Депутаты Хабаровской городской думы провели заседание «круглого стола», посвященного организации пассажирских перевозок таксомоторным транспортом.

Несмотря на то, что принят федеральный закон, регламентирующий деятельность таксомоторов, ситуация в этой сфере только осложнилась. Ни одна из контролирующих служб не проверяет нелегальных извозчиков, они не платят налоги и занимают в ожидании клиента автобусные остановки, мешая общественному транспорту.

— Из-за «теневиков» легальные компании такси, исправно выплачивающие налоги, терпят существенные убытки, в итоге многие официальные перевозчики находятся на грани выживания, — отметила ревизор Дальневосточной ассоциации такси Светлана Семергеева.

— Администрация Хабаровска определила 19 стоянок для такси, на которых могут разместиться от трех до десяти автомобилей, — сообщил начальник городского управления транспорта Владимир Шкурин. — Однако нет гарантий, что эти места не займет кто-нибудь другой.

Депутаты городской думы и администрация Хабаровска разработали рекомендации для управления транспорта и силовых структур города, которые позволят решить проблемы при организации таксомоторного обслуживания.

Егор Сурок, Хабаровск


Возврат к списку