"Хабаровская городская Дума". Спецвыпуск №9.

"Хабаровская городская Дума". Спецвыпуск №9.

27.11.2012

По существу

Бюджетная политика – это работа на опережение

Хочешь получить достаточно четкое представление о городе – изучи и по возможности осмысли его бюджет. Бюджет Хабаровска в полной мере отражает его статус, как выражаются специалисты, крупного индустриально развитого города с диверсифицированной экономикой, являющегося административным центром не только Хабаровского края, но и Дальневосточного федерального округа. В Хабаровске идет анализ освоения бюджета нынешнего года и продолжается работа над бюджетом на новый, 2013 год.

- Итоги бюджета 2012 года будут рассматриваться в апреле будущего года, но промежуточное его исполнение уже очевидно, - говорит председатель Хабаровской городской думы Сергей Савков. - Бюджет реализуется в соответствии с принятыми программами постановлениями мэра и решениями городской Думы. И хотя возникают некоторые отклонения от запланированных цифр (это жизнь!), в целом реализация расходов укладывается в рамки утвержденных параметров и корректировок, которые в этом году депутаты провели в ходе заседаний комитетов и городской Думы.

Надо сказать, что формировался бюджет 2012 года непросто. Его проект на последней стадии претерпел изменения: в связи с вступлением в действие Закона, предписывающего отчисления налога на доходы физических лиц в городской бюджет 20 % вместо 30 %, разница составила 1,5 млрд. рублей, при 11-миллиардном бюджете! В эти 1,5 миллиарда попадали объекты из принятой программы по строительству и благоустройству, которая оказалась под угрозой. Эта нештатная ситуация заставила всех активизировать работу в Правительстве Хабаровского края, в Законодательной Думе и только в конце декабря было принято решение о компенсации городу 490 млн. рублей в течение года и эти средства поступательно пополняют городской бюджет, благодаря чему намеченные программы не были свернуты.

- 1,5 млрд. недостающих рублей – сумма ощутимая …

- Безусловно, потребовалась корректировка программ и планов. В предъюбилейном для Хабаровска году руководство города планировало завершить ведущиеся стройки и обеспечить задел на ближайший год. Благодаря поддержке края, системе субвенций и софинансирования, например, строительства детских садов город дополнительно получил более 500 млн. бюджетных рублей.

Городской бюджет с 2005 года ежегодно увеличивался на четверть от достигнутого. Благодаря жесткой экономической политике городу удалось спокойно пережить кризисные 2009-2010 годы, хотя бюджет с 12,5 млрд. и сократился до 10 млрд. рублей.

В настоящее время в городе полностью обеспечены финансированием все принятые программы, не снижено финансирование социальной сферы, эти расходы составляют 65 % бюджета.

Приоритетом бюджетного финансирования остается ЖКХ – более 30 %, что составляет 3 млрд. рублей, которые расходуются на содержание и развитие инфраструктуры. Постоянная работа администрации города по наращиванию объемов прокладки и ремонта сетей позволяет ремонтировать в год в 10 раз больше, чем 15 лет назад. Ведь это главное – обеспечить оптимально необходимую жизнедеятельность города, и в первую очередь - в зимний период!

- Каковы тенденции в формировании бюджета – 2013?

- Стратегия бюджетных расходов 2013 года способствует реализации приоритетов экономического и социального развития города и исполнению первоочередных и социально-значимых расходов, направленных на улучшение условий жизни, адресное решение социальных проблем. Социально-значимые расходы в 2013 году составят более 7 млрд. рублей, или 62 % общего объема расходов бюджета.

Доходы бюджета города на 2013 год определены в сумме более 8 млрд. рублей, темп роста поступлений составит 114 %. Доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, планируются в сумме 423 млн. рублей, доходы от продажи земельных участков запланированы в сумме 50 млн. рублей.

В целом представленный в первом чтении проект бюджета будущего года характеризуется как умеренно-реалистичный: по доходам – 10,5 млрд. рублей, по расходам – 11,2 млрд.рублей, с дефицитом 9,7 %, что составляет 804,6 миллиона рублей.

Принятые наиболее значимые 42 программы направлены на повышение уровня жизни и составляют 62 % бюджета, или 3,3 млрд.рублей. Из них более половины средств пойдет на строительство социальных объектов и четвертая часть на строительство доступного жилья.

- Насколько вообще прозрачен для жителей города его бюджет? Может ли любой горожанин разобраться в механизме верстки бюджета?

- На первом этапе его формирования непосвященному трудно разобраться, потому что в этот момент работают бюджетные формулы составления обязательных расходов. Проект бюджета был опубликован в печати и на официальном сайте администрации Хабаровска, по нему состоялись публичные слушания, после чего был внесен в городскую Думу, в так называемое, «нулевое» чтение. После принятия краевого бюджета произойдут уточнения, что, по сути, и явится основой окончательного проекта городского бюджета.

Из этого документа горожане смогут узнать, сколько средств и куда пойдёт: на какой ремонт, на какие объекты ЖКХ и благоустройство. Они еще не смогут увидеть конкретных адресов – это задача следующих решений, принимаемых на основании определения приоритетов и согласований, но финансовые рамки будут уже жестко закреплены. Конкретизация статей бюджета появится, в том числе и по предложениям депутатов, вплоть до второго чтения бюджета, то есть до 11 декабря. К тому же участники бюджетного процесса понимают, что окончательное наполнение бюджета завершится после уточнения всех федеральных составляющих субвенций и субсидий.

- Но и уповать только на милость от центра непозволительно!

- Безусловно, к примеру, в бюджете города расходы на отрасль «Образование» предусмотрены в сумме 5, 6 млрд. рублей, из них средств города 3,6 млрд. рублей, а средств краевого бюджета в сумме 1,9 млрд. рублей, ведь одному городу с наделенными государственными полномочиями не справиться.

- А каков секрет того, что Хабаровску в делах бюджетных удается подчас достичь большего, чем сопоставимым с нами по этому параметру городам? В чем проявляется «лица необщее выражение» хабаровского бюджета?

- Приведу красноречивый пример из 2005-2007 годов, когда местное самоуправление России еще не включилось в решение проблем детских садов. В Хабаровске ежегодно закладывались средства на ремонт 2-3 садиков. Но в год 150-летия Хабаровска, при определении приоритетов, детские сады были поставлены на первое место, ведь это решение проблем и для конкретной семьи, и городской экономики. Тогда мэр города и депутаты, посчитали что 4 детских сада в год очень мало. При скрупулезном расчете, при понимании задач других отраслей удалось перераспределить статьи бюджета и сконцентрировать дополнительные средства, в результате в городе в 2008 году было отремонтировано 11 детских садов! Решение этой задачи аккумулировало многие ресурсы и в тоже время увеличило городской бюджет.

Согласованного определения приоритетов, возможностей и взаимодействия требовал ремонт городских дорог, пропускная способность которых от растущего количества транспорта неуклонно снижается. Была проведена работа по расширению целого ряда центральных улиц, но люди превратили дополнительные полосы в парковки. Исходя из острой необходимости и возможностей, были произведены ремонты улиц Слободская, Бондаря, а сейчас к ним добавляется улица Дикопольцева. Хотя на эту улицу в бюджете средств не хватало, и руководство города провело активную работу по привлечению средств и, прежде всего, увеличив бюджет.

Есть и такие проекты, в реализацию которых охотно включается бизнес, подобные, например, Дворцу бракосочетаний в парке «Северный», где четко просматриваемый инвестиционный интерес позволил не только построить сооружение, но и благоустроить территорию, вокруг которой молодые пары могут высаживать деревья вместо повязывания ленточек и защелкивания замков.

Повторю главное: секретов нет – когда есть слаженное взаимодействие городской команды, когда выстроены конструктивные отношения мэра с Правительством края, с депутатским корпусом, когда предлагаются обоснованные решения и создаются условия для работы инвесторов, тогда и достигается результат.

- Наверняка есть наметки и что-то уже делается к 155-летию Хабаровска?

- Город Хабаровск предсказуем своими традициями. В этом направлении ведется комплексная работа. Действительно, город должен достойно отметить праздник, поощрить отличившихся хабаровчан, принять гостей – на это планируются строчки в бюджете, ставятся задачи по строительству, благоустройству, модернизации и «осовременивании» многих объектов, на создание всего самого необходимого к празднику, но и о насущных делах не забывается.

Жители давно ждут преобразований в парке ОДОРА, в парке имени Гагарина, ко дню города будет вводиться в строй обновленный кинотеатр «Хабаровск» и проведено благоустройство прилегающей к нему территории. ДК завода «Дальдизель» хотелось бы уже увидеть обновленным, но сроки очень сжатые, так же обстоит и с плавательным бассейном за ТЦ «Южный парк».

Поэтому все решения, которые принимаются городской администрацией и думой, обязательно должны быть заложены и подтверждены бюджетными средствами, по-другому результата не достичь.

В Хабаровске большие планы и много задач – касаются ли они жилищно-коммунальных вопросов, связаны ли с решением автомобильных пробок или обеспеченностью дошкольными учреждениями. Но, безусловно, и обязательно будут реализоваться все 42 внесенные в бюджет программы – это позволит поддержать и улучшить многое в городе. В этих принятых программах заложена тенденция к развитию, потому что в своей бюджетной политике город стремится работать на опережение.  


Проблемы и решения

Взрослые подходы к детским вопросам

По отношению к детству и его проблемам судят не только о конкретных людях, будь они чиновники или специалисты в образовании и воспитании, но и о городах и стране в целом. Инвестиции в эту сферу – это реальный вклад в будущее, хотя его эффект часто далеко отсрочен во времени. Это – непременная статья каждого социально ориентированного бюджета.

Определиться с приоритетами

Основными проблемами в сфере семьи и детства в Хабаровске – как и в других городах России – остаются и высокий риск бедности, особенно если дети появляются на свет в многодетных или неполных семьях, и распространенность семейного неблагополучия, нередко выражающегося в жестоком обращении с детьми. А риски, которые несет в себе бесконтрольное распространение информации, наносящей вред неокрепшим детским душам, хотя и не поддаются количественной оценке, очевидны даже не специалистам.

- Вот почему одним из приоритетов деятельности администрации города Хабаровска, находящим безусловную поддержку у депутатского корпуса, является реализация основных принципов Национальной стратегии действий в интересах детей, - говорит начальник управления социальной работы с населением города Хабаровска Наталья Чечелева. – Соблюдение прав и интересов ребенка в семье, организация профилактической помощи и адресной поддержки семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию, мероприятия, направленные на сбережение детского здоровья и формирование потребностей в здоровом образе жизни – вот те задачи. которые мы решаем, которые становятся содержанием городских целевых программ.

В общей сложности в городе реализуется 60 программ, 22 из них имеют четкую социальную направленность, 13- ориентированы именно на решение трудных детских вопросов в самых различных сферах жизни. В 2012 году объем средств городского бюджета, выделенных на их реализацию, составляет свыше 490 млн. рублей.

- Назову лишь некоторые из них – они очень показательны: «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, семей с детьми городского округа «Город Хабаровск», «Социальная поддержка населения на территории городского округа «Город Хабаровск», «Чужих детей не бывает», «Развитие системы дошкольного образования г.Хабаровска», «Развитие системы питания учащихся общеобразовательных учреждений г.Хабаровска», «Организация отдыха детей г.Хабаровска в каникулярное время», «Поддержка талантливой молодёжи и осуществление мероприятий по укреплению статуса семьи в городе Хабаровске», - обозначает приоритетные программы заместитель председателя Хабаровской городской думы Александра Гаврилова. – Все эти программы, прежде чем были утверждены думой и получили финансирование из бюджета, прошли качественную экспертную проверку, тщательно изучены специалистами, проанализированы депутатами. Кроме того, в этом году продолжалось бюджетное финансирование двух долгосрочных программ, суммы тоже значительные – более 136 млн. рублей.

Что особенно важно – и целевые программы это учитывают – помощь оказывается адресно. Кому-то нужны средства на оплату жилищно-коммунальных услуг в домах с собственными котельными (подобную помощь получают 3 тысячи семей), кому-то надо помочь, чтобы ребенок был вовремя и полноценно накормлен (средства на это выделяются бюджетом, депутаты знают, что питание в группах продленного дня, в «социальных гостиных», в «социальных клубах» получают 2200 школьников)

Наверное, хабаровчане замечают, что проездные билеты в городском общественном транспорте предъявляют не только пенсионеры или люди с ограниченными физическими возможностями: материальную помощь на проезд ежемесячно получают 300 семей.

Городской бюджет предполагает материальную помощь тем, кому это особенно необходимо: на возмещение родительской платы за содержание в дошкольных учреждениях, оплату жилищно-коммунальных услуг воспитателям приёмных семей, бесплатное зубное протезирование многодетным мамам… Даже на приобретение комплектов детского белья для новорожденных деньги выделяются – ситуации ведь бывают разные, депутаты, утверждая ту или иную адресную программу поддержки, относятся к таким житейских проблемам с полным пониманием.

Важней всего – погода в доме

Однако одни деньги сами по себе погоды не делают, особенно – «погоды в доме», где растут и воспитываются дети. Вот почему сегодня делается ставка на развитие внутренних ресурсов семьи, внедряются эффективные технологии, ориентированные именно на это.

- Ребенок имеет право жить и воспитываться, прежде всего, в семье, где его любят и создают условия для развития. Но ведь не секрет, что эти возможности есть не у всех, - говорит Н. Чечелева, - В помощь тем, кому трудно, в городе при учреждениях образования, культуры, социальной работы с населением созданы и действуют 47 различных отделений сопровождения семьи и детей, ранней коррекции, специализированной поддержки несовершеннолетних мам. Подсказку и помощь можно получить и в уже хорошо зарекомендовавших себя социальных гостиных, «социальных клубах» на жилмассивах при библиотеках.

В управлении социальной работы с населением называют цифру, которая могла бы оказаться страшной: 1852 детям в период с 2008 по 2012 год вполне осязаемо «светило» стать воспитанниками учреждений интернатного типа. Но вот благодаря усилиям специалистов в Центрах социальной работы с населением, педагогов социальных гостиных удалось помочь таким семьям нормализовать отношения – и дети остались дома. 184 ребенка с первоначальным диагнозом «задержка психического развития» в 2011 году получили возможность сесть за парту в обычной школе. В этом году к ним добавилось еще 98 ребят.

Возможно, одно из самых тяжких последствий «болезни» семьи - лишение папы или мамы родительских прав. Сегодня можно говорить о том, что возбужденные по этому поводу 13 % судебных дел родителей тех детей, которые посещали социальные гостиные, прекращены. Некоторым папам и мамам помогли найти работу. Семьи сохранились!

- И во время приема по личным вопросам, и на «круглых столах» к депутатам обращаются наши горожане по поводу детских садов. Мы разделяем их тревогу, - подчеркивает А. Гаврилова. - Озабоченность проблемой, которая не является лишь сугубо личной для конкретной семьи, потребовала и от нас, и от городской администрации реальных шагов. Сегодня можно говорить о положительной и обнадеживающей динамике в ее решении.

Очередь в детский сад можно победить

Цифры говорят сами за себя: с 2008 по 2012 год сеть муниципальных дошкольных учреждений увеличилась на 25, из которых 20 восстановлены для использования по прямому назначению, 3 – приняты из федеральной собственности, 2 построены на условиях софинансирования с правительством края.

- Для детей от 2 до 7 лет в Северном округе, от 3 до 7 лет в Южном округе, от 3 до 7 лет в Железнодорожном округе, где до конца года планируется открытие еще двух садиков, очередь вот-вот будет побеждена! – утверждает А. Гаврилова.

Сегодня администрация города, Хабаровская городская Дума поддерживают развитие частного сектора дошкольных услуг, для этого в городском бюджете предусмотрены средства: если в 2011 году на это был отпущен 1 млн. рублей, то в 2012 году – уже 2,5 млн. рублей. То есть 25 начинающих предпринимателей получают поддержку по 100 тыс. рублей.

В городе всегда рады и поддержат инициативу, исходящую от самих горожан, - касается ли она открытия новых частных дошкольных учреждений или организации детского досуга, на это выделяются специальные муниципальные гранты. К примеру, в этом году 110 тыс. рублей получила некоммерческая автономная организация «Театр «Улыбка» - для работы с ребятишками, живущими в Индустриальном районе. Партнерство во имя ребенка – это один из принципов работы и депутатского корпуса, и городской администрации, когда фраза «»чужих детей не бывает» является не просто названием одной их работающих в городе целевых программ.  

Всех касается

Обращайтесь, вас услышат!

- Есть старая русская поговорка: «до Бога высоко, до царя – далеко». Ее и сегодня кое-кто считает слишком актуальной – ведь порой доводится сталкиваться с мнением, что, дескать, пытаться обратиться к власти на любом ее уровне – бесполезно: никто с простым человеком решать его проблемы не будет. По счастью, это не так, - убеждена заместитель председателя Хабаровской городской думы Александра Гаврилова. - По своему опыту знаю, что к депутату подчас обращаются как в последнюю инстанцию, с надеждой на помощь и поддержку. Разве можно обмануть такие ожидания?

В работе с обращениями граждан Хабаровская городская дума руководствуется Федеральным законом от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Кроме того со 2 мая 2006 года действует и Федеральный Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Мы регулярно информируем горожан о деятельности думы и ее депутатов через СМИ, в Интернете. Хабаровчане нередко принимают участие в заседаниях думы и ее комитетов, пользуются такой формой привлечения внимания к проблеме, как «открытый микрофон». Ну, а депутаты, в свою очередь, идут к своим избирателям в округа, непосредственно на жилмассивы.

В каждом округе существует график приема граждан, который ведет избранный здесь депутат. Есть и общественная приемная - по адресу ул. Некрасова, 55, возможно, кому-то удобнее обратиться со своим вопросом туда. Людей готовы выслушать и в региональной общественной приемной Д.А. Медведева – лидера партии «Единая Россия»: раз в месяц наши депутаты-«единоросы» несут дежурство там, встречаясь с жителями Хабаровска. Начинаем внедрять и консультации – с подключением юристов и других специалистов городской администрации.

Некоторые вопросы, с которыми приходят к нам хабаровчане, нередко лежат за пределами полномочий городской думы. Мы нередко не только подсказываем, где можно получить компетентный ответ, но и порой, благодаря вот таким обращениям, инициируем поиски ответа теми, кому это положено «по рангу» и разрешено по закону. Так, например, проблема создания домов временного содержания людей без постоянного местожительства, о которой нам неоднократно говорили хабаровчане, теперь решается на краевом уровне, это сфера полномочий краевой законодательной власти.

В Хабаровской городской думе разработан и свой нормативный документ, регламентирующий сроки рассмотрения обращений граждан и ответов на них. Депутаты во взаимодействии с администрацией города по конкретным вопросам проблемам готовят ответы заявителям. Депутат не по названию, а по сути – полномочный представитель тех, кто отдал ему свой голос, чью волю он исполняет.

Помогает держать руку на «пульсе» настроений и ощущений горожан и анализ различных социологических опросов: например, насколько комфортным считают хабаровчане свой город, какого рода изменения требуются ему в первую очередь.

Случается, от жителей поступает настолько острый, не терпящий отлагательства вопрос, что он выносится на рассмотрение перед основной повесткой заседания думы или на депутатский час – к примеру, о готовности жилого фонда к отопительному сезону или о содержании дорог в зимний период. Темы обсуждаются совместно с руководством администрации Хабаровска, а инициаторам рассмотрения проблемы потом дается обстоятельный ответ.

Каждый из нас не раз выезжал по обращениям граждан, работал с письмами избирателей, разбирался с устными обращениями, люди приглашают нас на собрания ТСЖ, советов по управлению многоквартирными домами и других общественных объединений, и мы вместе с ними ищем возможные решения по возникшим вопросам.

Иной вопрос может показаться слишком частным, но мы едем разбираться и по таким, казалось бы, «мелочам». Ведь при ближайшем рассмотрении они нередко оказываются совсем не мелочами – касается ли дело сложностей с канализацией в конкретной квартире или, как было в моей практике, обустройства контейнерной мусорной площадки многоквартирного дома.

Разве не безобразие: жителям одного из домов на ул. Владивостокской привезли мусорные баки чуть ли не под балкон и бросили, мусор туда понесли со всей округи, люди на самом деле страдали. Тогда и руководство Железнодорожного округа подключили, и других ответственных товарищей. Обустроили наконец нормальную контейнерную площадку, огородили – жить людям стало комфортнее. Или, скажем, совсем недавно разбирался с брошенным в промзоне коллектором депутат Р. Синюков - сейчас вопрос решается на уровне мэра города.

Проводим мы и выездные заседания думы в округах, на которых также так или иначе обсуждаем работу с населением, в том числе и по обращениям граждан. Совершенно понятно: там, где с людьми работают активно, заинтересовано и внимательно, там и поводов для жалоб меньше.

Не совсем правильно думать, что такое общение с горожанами подобно игре в «одни ворота». По сути, это один из способов реализации местного самоуправления. Прошло то время, когда люди только ждали – сегодня они сами инициируют многое, реализуемое затем в городе. Так, к примеру, было и с программой по благоустройству дворовых территорий - во многом на содержание и ход программы повлияли сами горожане. Всё, с чем приходят к нам избиратели, помогает вести своеобразный мониторинг самых злободневных проблем, не просто констатировать наличие «больных» тем, но и учитывать их при выработке приоритетов в собственной работе, формировании тех или иных общегородских программ, поиске рациональных решений.

И вот что примечательно: как бы не лидировали вопросы по проблемам ЖКХ (такая уж это больная тема), люди сегодня всё чаще не только жалуются, но и выдвигают предложения, направленные на улучшение жизни в городе: создание зоны отдыха, строительства современного стадиона, детского городка…. Раз происходят перемены такого рода – значит, мы слышим друг друга.   


Возврат к списку