"Хабаровская городская Дума". Спецвыпуск №5

"Хабаровская городская Дума". Спецвыпуск №5

26.06.2012

Главное - чтобы горожанам было удобно

В последнее время Хабаровск интенсивно развивается. Однако его дорожная сеть порой просто не поспевает за этими процессами. Но горожане не должны испытывать возникающих из-за этого неудобств, - убежден заместитель председателя Хабаровской городской думы, председатель комитета по бюджету, финансам и экономическому развитию Николай Корниенко.

- Очевидно, одному муниципальному общественному транспорту такую задачу решить не по силам…

- Да, этот непростой вопрос требует комплексного подхода. Вот почему на недавний депутатский час в формате «круглого стола» для разговора о транспортной политике и экономике на транспорте как одной из составляющих бюджетной политики Хабаровской городской думы мы пригласили не только работников пассажирского авто- и электротранспорта, но и представителей Дальневосточной железной дороги, Амурского речного пароходства. Были работники прокуратуры, ГИБДД и ряда других ведомств, которые так или иначе занимаются этой проблемой.

Амурское речное пароходство осуществляет перевозки горожан на дачные участки, на остров Уссурийский и по другим маршрутам. Город в 2012 году частично компенсировал затраты пароходству – на это бюджет выделил 15 млн. рублей. Однако понятно, что полностью взять на себя такого рода расходы мы не можем. Значит, нужно искать другие решения. Надо сделать «фотографию» рабочего дня: может, по каким-то дням недели есть смысл отправлять теплоходы не утром, а в другие часы, когда это более удобно большинству и не перегружает пассажирский транспорт.

- А что по силам в городской черте железнодорожному транспорту?

- К примеру, руководству ДВЖД продумать совместно с муниципалитетом возможность, которую успешно реализуют в других городах: пустить в черте Хабаровска электрички.

- Но это лишь часть мер…

- Да, безусловно, основная проблема связана с тем, что муниципальный общественный транспорт, осуществляющий основной объем перевозок, страдает от постоянных убытков. Связано это с тем, что только он осуществляет перевозку льготных категорий пассажиров. Коммерческий транспорт на это не идет. Статистика показывает: 294 муниципальных автобуса,80 трамваев и 52 троллейбуса перевозят более 50 процентов пассажиров. При этом муниципальные транспортные предприятия платят налогов около 70 млн. рублей в год.

Сравните: у коммерсантов перевозками занимаются 506 автобусов, но налогов они платят, благодаря упрощенной форме налогообложения, только 30 млн. рублей. Единый проездной билет и обеспечиваемый льготный проезд не оправдываются той компенсацией, которая выделяется правительством Хабаровского края.

- Так что же можно в такой ситуации сделать?

- Первое – это оптимизация маршрутов: скажем, вместо небольших машин отдать предпочтение автобусам большей вместимости, чтобы больше пассажиров имели возможность ехать даже в часы пик, причем, не в давке, а в достаточно комфортных условиях.

Надо добиваться того, чтобы и муниципальный транспорт, и коммерческий работали все-таки в одинаковых условиях. Понятно, что коммерсанты работают только там, где выгодно, они бросили уже 190 маршрутов. И там горожане могут рассчитывать лишь на муниципальные автобусы. К примеру, к онкологическому центру сегодня коммерческие автобусы ходить перестали. Вроде и можно понять их владельцев: пассажиропоток там не велик, заработать не получается. Но потребность-то в маршруте есть!

Зато некоторые маршруты, которые обслуживаются коммерсантами, существуют просто незаконно, разрешения мэрии Хабаровска на это они не получили.

Потому и необходим постоянный диалог со всеми заинтересованными сторонами о том, как цивилизованно осуществлять транспортное обслуживание хабаровчан.

Стратегический план развития Хабаровска, принятый решением Хабаровской городской думы 22 мая 2012, предусматривается развитие дорожной сети не только за счет увеличения ее пропускной способности, но и путем развития самого общественного транспорта. Мы говорим транспортникам: давайте разработаем программу, согласно которой более активно пойдет приобретение транспорта на условиях софинансирования, когда и государство будет давать средства, и мы будем вкладывать свои деньги.

Необходимо, чтобы и комитет по тарифам и ценам правительства Хабаровского края тщательно изучил цену проезда. У муниципальных предприятий лишних расходов нет, что уже неоднократно подтверждалось проверками. Но при этом у водителей коммерческого транспорта официальная, как убеждают коммерсанты, заработная плата составляет около 10 тысяч рублей! Вы в это верите?

- С трудом!

- А между тем, исходя из подобных, мягко говоря, не очень реалистичных цифр платятся налоги! И при этом коммерсанты требуют и развития дорожной сети, и обустройства остановок, и прочее.

- А может, владельцам коммерческого транспорта надо тоже возмещать выпадающие доходы - и пусть тоже возят льготников?

- Предлагали, но они не хотят. Причина очень простая: они имеют дело с «живыми» деньгами. Не очень хочется сначала оказывать услугу, потом получать компенсацию. Это ж строгий учет!

- Еще несколько лет назад многие говорили, что надо сферу пассажирских перевозок полностью отдать бизнесу.

- Тогда многие города вообще ликвидировали муниципальный общественный транспорт. Но сейчас им приходится его возрождать – и не только потому, что надо обслуживать льготные категории населения. Может. кому-то покажется удивительным, но именно муниципальный транспорт дает возможность горожанам передвигаться даже в критических погодных ситуациях.

Когда во время сильнейших снегопадов на дорогах возникали заносы, с которыми не сразу удавалось справляться, коммерсанты просто ставили свои машины на «прикол» и предпочитали переждать. А «муниципалы» поехали, потому что горожане не должны быть заложниками непогоды, местная власть обязана минимизировать им неудобства.

- Насколько продуктивна практика «круглых столов» в поиске именно комплексных подходов к проблемам – в том числе и при выработке городской транспортной политики?

- Как правило, после таких встреч разрабатываются рекомендации с учетом мнений всех сторон. К примеру, сейчас мы рекомендуем администрации Хабаровска обратиться в правительство Хабаровского края о внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов на перевозки пассажиров и багажа городским электрическим транспортом и автомобильным транспортом общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края». Надо объективно подойти к оценке экономического состояния предприятий, поднимать вопросы их субсидирования. Ведь они решают социально-значимые задачи.

Мы надеемся, что будет учтена и наша рекомендация по выработке ведомственных целевых программ, направленных на обновление подвижного состава, особенно – экологичного электротранспорта (ему, кстати, альтернативы у коммерсантов нет). А в будущем можно вести речь и о скоростном трамвае со всей сопутствующей ему инфраструктурой, и о едином социальном электронном билете для льготников… Главное - чтобы хабаровчанам становилось удобнее и комфортнее.

                              Устройство, которое городу во благо

Благоустройство – одна из «вечных» тем для любого города. И не потому, что эта сфера не удостаивается должного внимания местной власти. Скорее, наоборот: здесь всегда есть куда двигаться и к чему стремиться. Депутаты хабаровской городской думы обращаются к этим проблемам регулярно – и на заседании комитетов, и во время депутатских часов, и на заседаниях «круглых столов».

Там, где речь идет о ремонте дорог, приведении в порядок дворовых территорий и других мерах, направленных на создание комфортных условий для жизни горожан, депутаты всегда поддерживают администрацию города своими решениями по финансированию социально значимых проектов. Так что неоднократное признание Хабаровска самым благоустроенным городом России вполне закономерно и заслуженно.

Сегодня людям недостаточно, как раньше, того, чтобы, скажем, заасфальтировали подъезды к жилому дому или учреждению. Они хотят, чтобы в городе было и красиво , и удобно, и современно. Это понимают в мэрии. К примеру, размер бюджетных ассигнований в дорожную отрасль с 2000 года увеличился в 14 раз! Если в 2000-м году из бюджета города на эти цели направлялось лишь 85 млн. рублей, то в последние пять лет объем финансовых вложений в отрасль как никогда масштабен и превышает 1 млрд. рублей.

На протяжении этих лет предпринято многое, чтобы улучшить транспортную ситуацию в городе. Появились новые дороги: улица Бондаря соединила Тихоокеанскую и Воронежское шоссе, улица Промышленная связала кратчайшим путем Восточное шоссе и улицу Карла Маркса, а участок на улице Слободской от улицы Гамарника до Волочаевской позволил разгрузить транспортную артерию, соединяющую центр Хабаровска с Южным микрорайоном.

- В этом году началась реализация грандиозного проекта по реконструкции улицы Дикопольцева на участке от улицы Ленина до Волочаевской, - говорит заместитель председателя хабаровской городской думы Александра Гаврилова. – Работы рассчитаны на трехлетний период, и с их завершением мы связываем большие надежды на оздоровление дорожной ситуации . В текущих ценах стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд. рублей.

В городе, исторически не рассчитанном на столь бурную «автомобилизацию», сложно передвигаться на машине, трудно найти место для парковки. Одним из решений проблемы пресловутых дорожных пробок стало расширение проезжей части некоторых особенно загруженных улиц: Серышева, Ленина, Воронежской. Удалось увеличить пропускную способность улиц - Дзержинского, Запарина, Волочаевской, Шеронова.

Жители города настойчиво требуют создания в городе безбарьерной среды – чтобы в нем удобно было передвигаться и тем, чьи возможности ограничены. На эти цели в бюджете, в рамках действующей в 2011-2013 годах целевой программы по социальной поддержке отдельных категорий граждан, выделяются значительные средства.

В минувшем году 11,6 млн. рублей направлено на обустройство пандусов, понижение бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью и другие меры. Всё больше в Хабаровске светофоров с отсчетом обратного времени. 11 городских перекрестков оборудованы звуковой сигнализацией. Кстати, те или иные работы по оборудованию , к примеру, подходов к учебным заведениям, да и по совершенствованию всей дорожной сети нередко являются результатом обращений горожан к своим депутатам.

Конечно, возможности расширять существующие городские магистрали не беспредельны. Значит, нужны поиски других решений.

- Одним из предложений было реконструировать Уссурийский бульвар таким образом, чтобы организовать там отвечающие всем нормам парковочные «карманы», - объясняет Александра Гаврилова. – Однако такое решение было отвергнуто жителями города. Мы не имеем права не считаться с мнением хабаровчан, которым настолько дороги наши бульвары. Значит, будем совместно искать другие варианты, которые не нарушат наших представлений о современном и комфортном городе.

Зато реконструкция других улиц идет при одобрении жителей Хабаровска. Там убираются старые бетонные бордюры и устанавливается прочный и эстетичный = из камня, обновляются зеленые насаждения. На улице Муравьева-Амурского, например, сегодня практически нет старых, отслуживших свое тополей, зато высажено много молодых деревьев, выбираемые породы утверждаются на заседаниях специальных комиссий. В нынешнем году на улицах и бульварах Хабаровска будет высажено 5 тысяч деревьев и 1200 кустарников. На городских клумбах цветут около 400 тысяч цветов. Депутаты в этих вопросах достаточно единодушны: затраты на такие цели – это инвестиции в комфортное будущее города.

Вложением в будущее можно назвать и формирование новых современных зон отдыха горожан. Эти затраты, по мнению депутатов, себя безусловно оправдывают. Настоящей визитной карточкой города стал светомузыкальный фонтан. В Хабаровске появились новые скверы Дружбы (ул. Ленина - ул. Волочаевская и ул. Ленинградская - ул. Синельникова). Все больше гостей и жителей города выбирают местом отдыха развивающийся парк «Северный». Здесь нравится всем: и молодым мамам с малышами, и пожилым супружеским парам, которые с удовольствием прогуливаются по тенистым аллеям, и любителям активного отдыха, осваивающим баскетбольную площадку. И это лишь один из уголков Хабаровска, который придает ему особую прелесть. Из города, в котором уютно живется, не захочется уезжать.

              «Круглый стол» с острыми углами

«Транспортная политика и экономика на транспорте в городе Хабаровске – одна из составляющих бюджетной политики Хабаровской городской думы» - депутатский час с такой темой собрал за «круглым столом» городских депутатов, представителей транспортных организаций и предпринимательского сообщества, а также сотрудников налоговых и надзорных структур. Участие в работе приняли заместитель министра промышленности, транспорта и связи правительства Хабаровского края Павел Мысин и заместитель мэра Хабаровска Сергей Афанасьев.

Проблему пассажирских перевозок в краевом центре простыми арифметическими действиями не решить: мало прибавить, отнять, умножить и поделить – надо еще многие вещи привести к общему знаменателю и осилить не одно уравнение со многими неизвестными. Это возможно только при общем и взвешенном подходе к вопросу всеми заинтересованными сторонами.

Многокомпонентная система общественного пассажирского транспорта в Хабаровске складывалась годами, автомобильный, электрический, водный и железнодорожный транспорт удачно дополняют друг друга. Однако общей проблемой всех видов транспорта является невосполнимость затрат на перевозку льготных категорий пассажиров.

Как напомнил собравшимся заместитель мэра Хабаровска Сергей Афанасьев, к 1995 году в Российской Федерации было выделено 43 льготных категорий граждан, которые имели право ездить бесплатно на транспорте общего пользования в городских и сельских населенных пунктах. Возмещение затрат транспортникам было минимальным, большая финансовая нагрузка в основном легла на муниципальные предприятия. По самым скромным подсчетам специалистов городской администрации, за период с 1995 по 2002 года, муниципальным транспортным предприятиям Хабаровска федеральное правительство не доплатило около 7 млрд. рублей (в ценах того периода)

Усилиями одних только муниципальных транспортников обеспечить социальные гарантии льготных пассажиров сложно. К сожалению, полноценного диалога с коммерческими перевозчиками по этому вопросу пока не получается. Отсутствуют и рычаги влияния на предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки. На коммерческом транспорте по-прежнему скрывается часть доходов, выдают «конвертную» заработную плату и в связи с этим не платят в полном объеме налоги. Так, налоговая нагрузка в год на один автобус муниципального предприятия составляет более 112 тысяч рублей, а коммерческого предприятия – около 60 тысяч рублей.

Тем временем финансовое положение муниципальных перевозчиков остается сложным, заработная плата работников почти не растет, полностью исчерпали свой ресурс и подлежат списанию 86, 1% автобусов. 80 % трамваев и 54 % троллейбусов. Вместе с тем в целях поддержания финансового состояния муниципальных унитарных транспортных предприятий и выполнения услуг по перевозке граждан в бюджете города Хабаровска по отрасли «транспорт» ежегодно планируются и выделяются средства: в 2011 году – 138,9 млн. рублей, в 2012 году – 72, 3 млн. рублей.

Участники «депутатского часа» считают, что в целях реализации политики дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, создания нормативно-правовой базы транспортной сферы с применением единых стандартов и требований, направленных на обеспечение безопасности и конкурентоспособности при выполнении перевозок необходимо принятие не только базовых федеральных законов, но и ряда финансовых, технических, организационных и правовых мер. Депутаты подтвердили, что они готовы и впредь поддерживать все конструктивные предложения по оптимизации системы пассажирских перевозок в Хабаровске, их особое внимание к решению проблем в этой сфере гарантировано – и в работе думских комитетов, и в диалоге со всеми заинтересованными структурами и ведомствами.

                         В Хабаровске будут цвести сады

Один из недавних рабочих дней начальника управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Хабаровска Ирины Дубянской начался встречей с бизнесменом из бывшей республики СССР. Гость предлагает разбить новый сад на территории парка «Северный».

- Приятно, что это - не единичный случай, - рассказывает Ирина Генадьевна. – Людей, которые предлагают привезти и посадить в Хабаровске новые виды деревьев, в том числе и плодовых, - немало. Конечно, велико и наше желание разбить на территории города сады, которые бы радовали гостей и жителей Хабаровска ароматами и цветением. При этом необходимо учитывать, что привезенные из других регионов растения (так называемые интрадукценты), приживаются у нас не всегда. Это в большей степени зависит от климатических условий. Особую угрозу для теплолюбивых видов плодовых деревьев представляют свойственные для нашего региона поздние весенние заморозки, низкие температуры и ветреность в зимний период.

Для создания фруктового сада необходимо тщательно подходить к выбору территории учитывая рельеф местности, почвенные характеристики, расположение грунтовых вод, характер преобладающих ветров. В дальнейшем требуется регулярный квалифицированный уход, включающий в себя работы по поливу, укрытию для подготовки к зиме, обработке от болезней и вредителей, подкормки, санитарной обрезки и другое.

Территория парка «Северный» в этом смысле весьма перспективна, его возможности изучаются в институте архитектуры ТОГУ и в НИИ лесного хозяйства. Идут работы по зонированию территории, проведению экспертизы, расчетам денежных затрат.. По их результатам будут сделаны выводы о возможности и целесообразности создания садов. Если аргументов «за» будет достаточно, новое найдет себе дорогу. Но, конечно, всё это – удовольствие не из дешевых.

- Все наши природоохранные и имеющие экологическое значение мероприятия реализуются в рамках целевых программ, - объясняет И. Дубянская. – Первые две принимались решением хабаровской городской думы, они поэтапно действовали с 2001 года, Сейчас в городе реализуется уже третья экологическая программа.

Депутатский корпус принимает самое активное участие в комплектовании этих программ, ведь многие мероприятия реализуются за счет средств городского бюджета, имеют социальное значение. Это, прежде всего, развитие парковых зон. Даже при дефицитном бюджете, когда привлечение инвесторов очень актуально, в городской казне изыскиваются необходимые средства, например, на проектирование целостной территории.

Депутаты всегда с особым вниманием участвуют в обсуждении вопросов экологии. Управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города часто приглашается для участия в депутатских слушаниях. Под пристальным вниманием депутатского корпуса находится и проблема отходов, это один из приоритетнейших экологических вопросов, от решения которого напрямую зависит городской комфорт. Дума обсуждала не только условия для создание полигона твердых бытовых отходов, но и возможность их переработки.

- Для Хабаровска в Австрии приобреталась установка по переработке пластика. Цена вопроса – 19 млн. рублей, - рассказывает И. Дубянская. – Депутаты поддержали и эту, и другие идеи развития современных систем переработки отходов. И теперь мы можем сказать о том, что в Хабаровске сейчас можно сдать те или иные виды отходов в переработку. Тем самым и срок действия полигона увеличивается, и, самое главное, создаются новые рабочие места, и производится новая продукция. А город становится чище.

Сегодня всё больший интерес вызывает опыт Китая, где особое развитие получают программы по оздоровлению горожан. Массовые занятия физкультурой там сейчас возможны даже в центре мегаполисов, практически в каждом квартале оборудованы площадки с тренажерами. Такие площадки снабжены резиновым покрытием. Подобное уже изготавливается из резиновой крошки на наших предприятиях. А ведь это – бывшие отходы!

К сожалению, существующее сегодня природоохранное законодательство еще не совершенно. Да, органы местного самоуправления по закону отвечают за экологическую безопасность на подведомственной территории и обеспечивают ее. Но настоящих полномочий для этого пока нет, это очень осложняет работу, не дает рычагов воздействия на нарушителей или возможности принимать некоторые решения, связанные с формированием бюджета.

- К примеру, в прошлом году на депутатском часе мне, в связи с событиями на Фукусиме, задавали вопросы по поводу ситуации в Хабаровске, - объясняет И. Дубянская. - Закон наделил правом мониторинга лишь федеральные структуры. У нас этим занимается Гидрометеоцентр. Да, они ежемесячно предоставляют нам информацию, но их сеть станций наблюдения на территории города недостаточна для получения полной и достоверной картины.

В городе всего четыре таких пункта: на двух оживленных перекрестках, в зоне ТЭЦ-1 и в Кировском районе. Этого, по мнению экологов, недостаточно. Возможно, проблему помогли бы решить передвижные станции мониторинга. Предложение было встречено депутатами с пониманием, вопрос не закрыт…

Большое внимание уделяет дума экологическому воспитанию. Если не заниматься этим, то многие усилия местной власти по созданию комфортной экологичной городской среды будут малоэффективны. Вот почему такое большое значение имеют поддержанные депутатами и финансируемые из бюджета экологические программы в учреждениях дополнительного образования. Это и организация экологических отрядов, и проведение профильных детских праздников.

- В Прибрежном микрорайоне именно школьники занимались информированием жителей о том, когда и где будет организован передвижной пункт сбора перегоревших энергосберегающих лампочек, - говорит Ирина Геннадьевна. – Так ребята приняли активное участие в нашем пилотном проекте по сбору ртутных ламп у населения. На законодательном уровне этот механизм пока не разработан. И на состоявшемся недавно во время дней защиты от экологической опасности очередном ежегодном фестивале за эту работу были награждены более 50 школьников.

Приятно, что год от года увеличивается число организаций, принимающих участие в так называемых днях древонасаждений. Они уже не только занимаются высадкой деревьев, но и готовы покупать для этого саженцы. Всё более активным становится участие горожан в очистке парковых зон. Например. только на уборку парка в поселке Горького вышли более 200 человек. Кстати, городская дума. которая поддерживает такие инициативы, поощрила благодарственными письмами многих участников этих мероприятий. Среди них - и образовательные учреждения, и производственные коллективы.

А на очередном депутатском часе пойдет предметный разговор о состоянии городских рекреационных зон. На очереди – создание общественного экологического совета, выработка механизма экономической поддержки предприятий, которые занимаются природоохранной деятельностью.

Кстати. последние годы Хабаровск перестал входить в перечень самых загрязненных городов. Так почему бы и не мечтать о новых экзотических садах?  

   


Возврат к списку