"Хабаровская городская дума".

"Хабаровская городская дума".

06.06.2012

Что происходит

Оснащение все лучше, самочувствие все хуже

Многие медицинские кабинеты, которые открыли практически во всех школах краевой столицы, фактически не работают. Причина банальна — кадровый дефицит врачей и медсестер.

Как решить проблему, обсуждали на слушаниях депутаты Хабаровской думы.

Хотелось бы ясности

Александра Гаврилова, заместитель председателя Хабаровской городской думы рассказала, какие меры принимаются мэрией:

— Проблема возникла не вдруг. Все мы знаем положение, в котором сегодня находится наше здравоохранение. В течение последних лет постановлением мэра принято 9 программ для развития этой отрасли. В 2011 году работало 5 ведомственных, в том числе долгосрочная целевая программа «Кадры муниципального здравоохранения». За счет средств городского бюджета в медуниверситете обучаются 8 студентов. Это один из путей решения проблемы нехватки кадров. В 2011 производились выплаты медработникам станции скорой помощи: 5 тыс. рублей врачам, 3 — фельдшерам. Это еще один из возможных путей. В связи с передачей муниципальных полномочий здравоохранения краю не очень ясно, как в дальнейшем будут решаться кадровые вопросы школьных медиков и не усугубится ли положение.

Медика скорее нет, чем он есть

Ирина Гарцева, заместитель начальника управления образования администрации города, пояснила, как обстоят дела в школах:

— Оснащенность медкабинетами в образовательных учреждениях города приближается к 100%. В 14 школах функционируют стоматологические кабинеты, оборудованные современными установками.

Тем временем укомплектованность врачебными кадрами уменьшилась. Если в 2007 году она составляла 90% от необходимого количества врачей, в 2012 г. — 64%. Среднего медперсонала сегодня всего 39% (в 2007 году было 41%). В школах не хватает 28 педиатров и 56 медсестер.

Одна ставка врача выделяется на 1 200 учащихся, а среднего медицинского работника — на 600.

Только в 16% школ (это 12 учреждений) медперсонал работает ежедневно по несколько часов. В остальных 84% не каждый день и в определенные часы. За учебный год произошло 20 несчастных случаев с детьми, только в пяти из них помощь оказал школьный медик, в остальных 15 вызывали «скорую помощь».

Детей лечить некому

Людмила Аристова, главный педиатр города, рассказала о здоровье детей и самочувствии педиатрии:

— Общее состояние здоровья школьников ухудшается. Ежегодно при проведении диспансерного осмотра в школах города выявляется более 2 тыс. детей с патологией зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, осанки, хирургической патологии, патологии репродуктивной сферы. По результатам диспансеризации в 2011 году у школьников выявлено 8 161 заболевание, в том числе 3 810 впервые.

Основной объем медицинских мероприятий (профосмотр, диспансеризация, вакцинация) в школах выполняется. В то же время только у 60% детей проводится проверка педагогами уровня физической подготовленности.

Медиков не хватает, а возрастной ценз тех, что работают, в основном, пенсионный и предпенсионный. Институты готовят мало педиатров, но и 80—90% тех, кто закончили этот факультет, уходят в другие специальности.

Средняя зарплата врача (если он работает на одну ставку) составляет 14 800 руб., среднего медработника — 11 135 руб.

А кто-нибудь искал выход?

Депутат Валерий Ступак, главный врач ГУЗ «Перинатальный центр», считает, что врачи наши никуда не делись, а просто перетекли в частные клиники, потому что хотят зарабатывать:

— Вся школьная медицина финансируется по программе госгарантий. Мы можем долго плакать и говорить, что денег не хватает. Сегодня врач получает как уборщица на ином предприятии. Если не будет достойной зарплаты, если не будет жилья, не будет повышен статус медработника, из педиатрии уйдут последние. Но еще вопрос: нужен ли в школе врач? Мы говорим о состоянии здоровья учеников и о том, что по школе вши гуляют, а где тут работа для врача? И зачем нам армия педиатров? Почему мы не делаем ставку на фельдшеров? Больных детей нужно отправлять в поликлинику, а не пытаться вылечить не отходя от парты. Нужно пересматривать вопросы организации медпомощи в школе.

Я также не понимаю, зачем сегодня в школе стоматологический кабинет, если этих клиник в городе как грибов — на каждом углу. Нужно просто заключать с ними договоры, сдавать помещение в аренду. Они замечательно проведут профосмотр детей, назначат лечение, освоят деньги по программе госгарантий. И заказ на эту программу нужно выставлять на конкурс: кто готов работать, тот пусть работает. А оснащать за эти деньги кабинеты, которые пустуют ,— абсурд.

Работа для галочки

Депутат Николай Илющенко, начальник МУП «Трамвайно-троллейбусное депо», напомнил о том, что существуют и договорные отношения:

— Почему мы так все усложняем? Мы знаем, сколько у нас школьников. Почему не использовать аутсортинг*? Пусть выиграет какая-то медицинская компания, которая проведет медицинское обследование, скажем, девочек. И оценим, сколько это стоит. На школьную медицину выделяются огромные средства. Пусть медики поборются за эти деньги, покажут качество. И тогда будет ясно, сколько действительно нужно денег и как их лучше распределить. Мы оборудовали медкабинеты, создали фетиш и радуемся. А толку? Туда никто не идет и не придет. Да еще они должны соответствовать различным современным нормам, оснащены. Для чего? Для кого? Для приемной комиссии? Нам говорят: мы выполняем закон. Законы принимаются людьми. Должна же быть разумная инициатива, почему мы должны бездумно исполнять неработающую норму? И еще одно. Информацию о состоянии здоровья детей нужно доводить до родителей. Именно они должны принимать меры и решения, а не учителя и не школьные медики.

Все начинается до школы

Депутат Вера Юхно, главный врач МУЗ «Городская клиническая больница № 10» уверена, что вести медицинскую историю ребенка должна поликлиника:

— По статистике, приведенной сегодня, получается, что на одного школьника приходится два заболевания! Причем многие заболевания сформировались еще в детском саду, не нужно забывать и об этом. Поэтому у меня вопросы по наблюдению дошкольников. Что же касается зарплаты школьных медиков, давайте подумаем о соотношении объема работы и зарплаты. Разница очень большая — или врачу отработать день в тихом кабинете, или пробежаться по нескольким школам за те же деньги. Считаю, что все средства нужно направить на фельдшеров. И рассмотреть персональные оклады тех, кто идет на работу в школу. Я не согласна, что искать нужно новые формы. Советское здравоохранение было не самым плохим. Ребенка от рождения до окончания школы должна вести одна поликлиника, и кидать детей по разным медклиникам, которые могут меняться каждый год, выигрывая конкурсы, это не дело.

Странные решения, важные мелочи

Депутат Ольга Кодина, директор МОУ «Многопрофильный лицей» отметила, что проблему решать нужно, но и есть возможности для солидной экономии:

У педагогов и управления по физкультуре и спорту возникла нежданная проблема. В 2010 году вышел приказ Минобразования о том, что все дети, которые участвуют в соревнованиях любого уровня, должны получать допуск не школьного врача, а врача ЛПК. Этот врач принимает детей только после кардиолога, после кардиограммы с усилением. Почему бы сразу, при прохождении ежегодного профосмотра, не давать этим детям кардиограмму с усилением, а не тратить деньги дважды на одно и то же? Еще один момент, странный и абсурдно затратный. Учителя, которые работают с детьми летом на площадках, без санитарной книжки к работе не допускаются. То есть весь год они могут детей учить, водить их в столовую, а летом вдруг не могут! Почему при прохождении ежегодного медосмотра учителями не ставят им соответствующий допуск, зачем дополнительный медосмотр, лишние и довольно значительные затраты?

Обмен мнениями без микрофона

Слушания еще раз подтвердили, насколько остро стоит проблема школьной медицины. Основной состав депутатов — медики и педагоги, и эта тема была им близка как никакая другая. А педагоги и медики в зале это чувствовали и согласно кивали. А после заседания обменивались мнениями.

Стоматолог — это излишество. У нас есть служба скорой помощи, вот ее нужно развивать, туда вкладывать средства. Если что-то случилось, нужно вызывать врача, ни к чему держать его «под рукой». То же и со стоматологом. Ну вот есть у нас в школе кабинет. И что? Врач проводит профосмотр и отфутболивает детей на лечение в клиники, мол, пусть родители решают этот вопрос. Зачем же нам постоянный стоматолог и оборудование? Заглянуть в рот можно и без новейшей техники.

Н., директор школы

**********

Учитель должен учить. Сегодня не раз прозвучали слова об ответственности школы за медкабинет, говорили о том, что учитель должен следить, контролировать, организовывать медосмотр, направлять, хлопотать. На нас организация питания, ремонт, ежедневная уборка кабинетов и территории, военкомат, ворох бумаг в управление и прочее, прочее. Давайте еще и работу медиков на нас повесим. Но я учитель! Я же не зову врача, чтобы он проверил тетрадки!

К., директор школы

*****************

В школе нет операционной. Работа школьной медсестры должна сводиться к организационным мероприятиям: держать в порядке карточки детей, следить за графиком вакцинации, организовывать профосмотры. Когда говорят: ну как в школе без медика, мне хочется ответить: его и так нет в большинстве случаев, а травма не сверяется с режимом работы фельдшера. Да и что важного он может сделать? Помажет йодом царапину? Позвонит родителям? Это в лагере за городом медик необходим. А тут, в городе, есть скорая помощь.

Г., медик

***************

Мы с Тамарой санитары. Если вместо врачей оставить только фельдшеров, да прибавить сюда средства, которые напрасно тратятся на оснащение кабинетов дорогой техникой, в каждой школе весь день за достойную зарплату могла бы работать медсестра. Она бы и за столовой приглядела, и головы детям проверила, и знала их всех по именам. А в каждом классе начальной школы были бы помощницы-санитарки, как в прежние времена. Пусть ругают мальчишек за грязные ладошки и обгрызенные ногти.

Ш., директор школы

От редакции. Депутаты приняли ряд решений, чтобы исправить положение дел с медицинскими услугами в образовательных и дошкольных учреждениях. Впереди лето, до 1 сентября есть время обдумать все предложения и найти выход из положения.

*Аутсортингом называют заключение договора, согласно которому непрофильные функции одной компании полностью или частично передаются на исполнение другой компании.

Подготовила Елена ТИХОНОВА, 


Возврат к списку