"Хабаровская городская Дума". Спецвыпуск №4

"Хабаровская городская Дума". Спецвыпуск №4

22.05.2012

Сила местного самоуправления – в конструктивном взаимодействии

Сергей Савков, председатель Хабаровской городской думы:

- Завершается 154-й год истории Хабаровска, не юбилейный и достаточно трудный: город, и прежде всего, сфера инвестиций, до сих пор ощущают влияние экономического кризиса. По разным, в том числе и объективным, причинам не удалось увеличить бюджет – по сравнению с тем, как это происходило до 2009 года, когда ежегодный рост составлял до 25 процентов.

Но основные сферы городской жизнедеятельности поддерживаются в нормальном рабочем состоянии, без срывов – и это тоже результат добротной работы городской команды. Бюджет города предусмотрел, к примеру, увеличение расходов, связанных с очисткой дорог: была закуплена техника, нашлись понимание и поддержка предпринимателей – и с «вечной» проблемой нынче город справился вполне достойно.

Во главе угла – поддержка и развитие образования, здравоохранения, сферы культуры, спорта. Для развития физкультуры впервые спортплощадки стали заливать материалом не просто красивым и долговечным, но и удобным, и, что особенно важно, не травмоопасным. Это очень нужно школам. По своим доходам город может себе позволить один спортивный модуль в год. Выйти на большее позволит только улучшение в экономике. .

В Хабаровске впервые появился и начал действовать городской современный дворец культуры. Идет продвижение дальше – причем, буквально, удаляясь от центра города навстречу жителям других его микрорайонов: ведется реконструкция культурно-спортивного комплекса в Кировском районе. Со временем (есть уверенность) получит вторую жизнь и дом культуры на Красной речке.

Реализовать задуманное, тем более быстро, не позволяют возможности, но процесс организации цивилизованного обслуживания и торговли в городе набирает темпы. Непрезентабельной торговле «с колена» приходит замена в виде торговых центров. К примеру и такая, как на улице Суворова, должна уйти в прошлое. И самим горожанам, и нам, представляющим их интересы депутатам, и руководству города видится вместо нее современное цивилизованное обслуживание в комфортных условиях.

Хабаровск - это очевидно - всё активнее развивается от центра к периферии. Центр города в настоящее время стал меньше финансироваться, чем отдаленные районы. Сегодня завоевывает популярность парк «Северный». Появление такой рекреационной зоны ослабляет проблему пробок: людям нравятся условия отдыха здесь, они не едут в центр города. Большие перспективы у рядом расположенного и в настоящее время реконструируемого киноцентра «Хабаровск» (бывшего кинотеатра). Сюда руководство города привлекло более полумиллиарда инвестиционных средств, что говорит о растущем доверии бизнеса к городской власти. В ожидании перемен парк им.Ю.Гагарина, ОДОРА.

Благодаря взвешенной инвестиционной политике Хабаровск будет прирастать новыми красивыми площадями. Пока горожанами с любовью «обжиты», по сути, лишь три: площадь Ленина, Комсомольская (Соборная) и Славы. Уже разработан проект площади Серышева – эта реконструкция необходима городу, претендующему на звание Города воинской славы. Руководство Хабаровска сотрудничает с инвесторами, готовыми реализовать этот проект, попутно расселив людей из расположенных по соседству ветхих деревянных домов. То же и с площадью Блюхера. Уверен, что при налаженном взаимодействии власти и бизнеса все получится – как получилось с площадью имени Ерофея Хабарова, бывшей привокзальной. Радует, что городские деньги и средства из краевого и федерального бюджетов сегодня активно работают на созидание, на развитие – и люди это понимают и поддерживают.

Не все городможет себе позволить развивать, не на все у нас есть полномочия: например, нельзя вкладывать средства в развитие промышленности, это нецелевые траты. Или, скажем, 2 года решали проблему бродячих собак. Дума заложила в бюджет средства на отлов животных, но потратить их не могли до появления закона.

Федеральным законом было предписано муниципалитетам освобождаться от собственности. Депутаты поддержали мэра города в том, что собственностью необходимо распоряжаться по-хозяйски: зарабатывать арендой и дожидаться ответственного покупателя, который не бросит свое приобретение, купленное «за недорого», как, скажем, это произошло с бывшим кинотеатром «Сатурн» в 1-ом микрорайоне. В настоящее время на этом участке планируется построить многофункциональный центр торговли и досуга.

Город активно участвует в работе по совершенствованию федерального законодательства - через законодательные инициативы, с помощью наших коллег в краевом парламенте и в Государственной Думе России.

Прошедший год в жизни Хабаровска, конечно же, во многом определялся политическими событиями. Во время подготовки к выборам к депутатам всех уровней – и к моим коллегам в городской думе – было очень много обращений. Во время приемных дней случалось принимать до 20 человек – очень высокой была активность горожан. С некоторыми наказами избирателей мы и сейчас продолжаем работать, потому что нужды людей и накопившиеся проблемы невозможно решить мгновенно.

В нашей думе, как мне кажется, удается осуществлять конструктивное взаимодействие представителей сферы образования, здравоохранения, культуры, социальных служб, промышленных предприятий, бизнеса. Споры, безусловно, бывают, но в них рождается если не истина, то достаточно разностороннее видение той или иной ситуации и взвешенные подходы к ее решению.

На «круглых столах», депутатских слушаниях обсуждались острые проблемы жизнедеятельности города, в том числе вопросы взаимоотношений местных производителей и торговли, продовольственной безопасности, просчитывалось: насколько самостоятелен и защищен в этом смысле Хабаровск. Не получится ли так, что перебои с поставками оставят город с пустыми прилавками? Оказалось, что собственными силами Хабаровск может обеспечить около 35 процентов товарного наполнения. Это опасный предел: можно спровоцировать ажиотажный спрос. В поиске решений подобных вопросов нам очень помогает практика конструктивных диалогов местной власти, бизнес-сообщества и просто заинтересованных горожан. Это – реальное развитие гражданского общества, когда люди ощущают ответственность за собственную среду обитания, участвуют в ее формировании, а не просто ждут, что кто-то «сделает им красиво».

Мало просто критиковать, мало быть недовольным – надо учиться искать и предлагать решения. Яркий пример – пешеходный переход на Южнопортовой. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Много упреков получили администрация и депутаты: неудобно, плохо приспособлено для людей с ограниченными возможностями… А вот предложений, как изменить ситуацию к лучшему, не было.

Сегодня хабаровчан уже перестают устраивать летние палатки на бульварах. Уровень предоставления услуг и комфорта далеки от желаемого, благоустройство и санитария страдают. В перспективе и это явление себя изживет. Уже используются возможности предприятий общественного питания делать так, как это принято в развитых странах, когда ресторан или кафе выносят на прилегающую территорию столики с зонтиками, а у посетителей есть выбор: посидеть с чашкой кофе на такой террасе или устроиться в помещении. И для каждого посетителя обеспечен доступ, как говорится, ко всем благам цивилизации.

Один из приоритетнейших и острейших вопросов – обеспечение местами в детских садах. Столкнувшись с остротой проблемы в 2007 году, депутаты с отраслевым управлением исследовали потребность населения и возможности муниципалитета и пришли к взвешенному решению: отремонтировать сразу 11 детских садов в 2008 году. И в то время, когда в Хабаровске было отремонтировано уже 22 таких садика, к примеру, во Владивостоке - только один. А сегодня очевиден полноценный подход к комплексному строительству с участием краевого финансирования и новых микрорайонов без детских садов строители не должны сдавать, то есть вот еще один пример того, как активное взаимодействие властей достигает результата.

Всем нам очень бы хотелось, чтобы в год 155 годовщины со дня образования Хабаровска проблема детских садов в городе была решена полностью. Чтобы условия жизни хабаровчан стали еще более комфортными. Чтобы город становился всё более безопасным для своих жителей. С учетом существующих проблем и необходимых перспектив в городе уже началось формирование бюджета 2013-го, юбилейного года. Многое предстоит сделать чтобы 155-летие запомнилось хабаровчанам, прежде всего, тем новым и необходимым, что появится в Хабаровске и будет служить лучшей жизни.


Важней всего - «погода» в городском хозяйстве

Владимир Стеблевский, председатель комитета по городскому хозяйству хабаровской городской думы, директор МУП г. Хабаровска «Водоканал»:

Трудно, наверное, найти более емкую область приложения общих усилий, чем городское хозяйство. Ведь в нем сосредоточено, по сути, всё, что призвано делать комфортной жизнь горожан: от наиболее близкой мне в профессиональном отношении сферы водоснабжения до вопросов установки рекламно-информационных щитов на улицах. Пожалуй, обращения именно в наш комитет по городскому хозяйству и являются тем барометром, который показывает, какая «погода» в нашем общем «доме» - Хабаровске, не грозит ли ему то или иное ненастье.

Городское хозяйство очень разносторонне – это не только жилищно-коммунальный комплекс. Это и автотранспорт, и городские дороги, и строительство, и переработка мусора… Всё, что создает комфортную среду его жителям и в конечном итоге отвечает за их настроение. Процессом этим необходимо управлять.

Руководители каждой отрасли, обслуживающей ту или иную сферу жизнедеятельности города, как минимум раз в два года, обязательно заслушиваются на заседаниях думских комитетов, отчитываются перед депутатами. В комитете по городскому хозяйству сегодня подобралась очень профессиональная и компетентная команда из опытнейших хозяйственников, таких, как директор ОАО "Хабаровский завод ЖБИ-4 Виктор Коновалов, генеральный директор авиакомпании «Восток» Александр Ткач, директор одного из крупнейших городских торговых центров Владимир Карпов, директор филиала ОАО "ДГК" «Хабаровская генерация» Владимир Лариков, другие наши депутаты. Да и мне по роду многолетней работы в «Водоканале» не понаслышке знакомы проблемы городского хозяйства.

Приоритеты в работе расставляет сама жизнь. Вот сейчас горожане готовятся к летнему сезону, к частым поездкам на садово-огородные участки. Логично, что на последнем заседании комитета мы заслушивали транспортников - начиная от речников и заканчивая ответственными за пригородные автобусы - о том, как готов Хабаровск к летним пассажирским перевозкам. Сегодня это один из самых «горячих» вопросов.

Еще ранее, в апреле, когда уже был сформирован бюджет, мы слушали на заседании комитета начальника управления дорог и внешнего благоустройства города, обсудили со специалистами состояние наших дорог, предложенную ими программу организации работ, их планируемую эффективность. Летом на повестке дня обязательно будут вопросы подготовки к зиме. Это наше правило: каждое структурное подразделение администрации Хабаровска, ответственное за то или иное направление в городском хозяйстве, два раза в год отчитывается перед депутатами. И это не просто доклады. Во время таких отчетов происходит обсуждение проблем, мы ищем, чем можно помочь той или иной отрасли.

В качестве примера приведу тот, что особо близок мне профессионально. Речь – о водоснабжении частного сектора. По сути. развития здесь не было с середины прошлого века. Люди просто забросали письмами: когда поставите колонки, подвоз воды проблемы не решает!

Благодаря настойчивости депутатов была принята долгосрочная программа «Забота», которая, помимо прочего, предполагает ежегодное выделение десяти миллионов рублей на устройство водоразборных колонок в частном секторе, где в большинстве своем живут пожилые горожане.

А такой вопрос, как благоустройство дворовых территорий! Он решался комплексно, с участием исполнительной власти, депутатов и самих жителей Хабаровска. В результате в прошлом году, при федеральной поддержке в рамках муниципальной адресной программы, было отремонтировано 200 дворов и 33 проезда. И хотя в нынешнем году федеральная поддержка не будет столь ощутимой, в городском бюджете мы уже нашли 15 млн. рублей на продолжение такой нужной программы, и край планирует выделить нам на эти цели ещё 60 млн. рублей.

Город практически решил проблему свалки в Березовке. Задача ближайшего времени – решить вопрос с утилизацией мусора в Центральном и Южном микрорайонах. Полигон уже построен, предстоит строительство мусороперерабатывающих станций. Вся эта работа поддерживается и контролируется нашими депутатами, которые о нуждах и чаяниях горожан узнают от них самих, перед ними и держат прямой ответ.

Спокойной жизни ждать не приходится. Каждый вторник у меня – прием по личным вопросам. И как минимум треть посещений связана с моими депутатскими полномочиями. Причем. касается это не только проблем водоснабжения. Больше всего сегодня обращений по благоустройству и капитальному ремонту жилищного фонда.

Меня часто спрашивают: как разделить полномочия Стебелевского-директора крупного предприятия и Стебелевского-руководителя думского комитета? Но делить как раз и не надо: практический опыт хозяйственника помогает разбираться в происходящих процессах и со знанием дела управлять ими. Активно, со знанием дела участвуют в этой работе и помощники - статус депутата предполагает их наличие, это весьма компетентные специалисты из числа сотрудников «Водоканала».

В свою очередь, статус депутата дает мне возможность более эффективно решать вопросы «Водоканала», а это муниципальная структура, одна из важнейших в системе городского хозяйства. То, что она строит, - возводится для города, в интересах его жителей. И в этом я нахожу поддержку у всего депутатского корпуса.

Мы стараемся работать на опережение. К примеру, все коммуникации для микрорайона «Строитель» провели еще на стадии проектирования. Мы первые за Уралом провели через думу нормативный акт, согласно которому, в целях развития городских систем водоснабжения и водоотведения без существенного увеличения затрат со стороны его жителей, акценты смещены в сторону застройщика. В результате город получил дополнительный финансовый ресурс на свое развитие.

Сегодня мы можем уверенно сказать: в июле Северный микрорайон Хабаровска получит первые кубометры воды из Тунгусского месторождения. Настоящий проект 21 века! Это, безусловно, дорогое сооружение – но то, что в городском хозяйстве строится на века, просто не может быть дешевым. Печальный опыт не очень качественного строительства 60-70-х годов сейчас нам аукается более чем 60-процентным износом сетей. А водопровод дореволюционных времен служит верой и правдой и с гораздо меньшим числом аварийных ситуаций. Надо строить так же и даже более надежно, тогда не придется тратиться на бесконечное перекладывание сетей. Когда эксплуатационные затраты минимальны, средства эти будут работать на будущее, на развитие.

Хабаровск сегодня опережает многих по внедрению новых технологий - это наша стратегия. Мы уже видим отдачу: повысилась надежность сетей, снизилась аварийность. Меньше стало упреков от горожан – им уже не приходится наблюдать тех разливов, которые еще лет десять назад были в порядке вещей. Аварийность снизилась в 2, 3 раза.

Растет культура водопользования самих горожан. Благодаря установке приборов учета расход той же воды становится более рациональным. Выигрывает не только сам потребитель, но и наше городское хозяйство: снижается эксплуатационная нагрузка на систему водопровода и канализации, а значит, и расходы на их содержание. А это, по большому счету, деньги всех хабаровчан. Процесс стал управляемым. И, кстати, поток жалоб тоже снизился в три раза. И сама суть обращении изменилась: хабаровчане реже жалуются на проблемы (их стало меньше!), они предлагают построить что-то новое.

Надо идти в те микрорайоны, в которые мы пока не дошли, с качественной инфраструктурой: с дорогами, с электросетями, с газом, с водопроводом. И тогда появятся желающие строить там жилые дома. А где строятся новые дома - там жизнь. Мы знаем, к чему стремиться, мы этим процессом управляем.


У трамвая в Хабаровске есть будущее. Хорошее!

Общественный пассажирский транспорт – едва ли не самая востребованная, но при этом традиционно трудно существующая отрасль. В Хабаровске, в отличие от многих других российских городов, ее сохранили и стараются развивать.

- Мы изучали опыт тех муниципалитетов где этим вопросам тоже придают большое значение, - рассказывает Николай Илющенко , член комитета по городскому хозяйству и комитета по бюджету, финансам и экономическому развитию Хабаровской городской думы , директор МУП "Трамвайно-троллейбусное управление". - Общественный транспорт живет тогда, когда поддерживается бюджетом города. А значит, очень важно, планируя эти расходы, верно расставить акценты.

Практика показывает: в пиковое время, во время движения по Пионерской, Краснореченской улицам к центру города, средняя скорость автобусов составляет 4 км в час. А в это время трамвай, имеющий выделенную полосу движения, идет со скоростью от 17 до 25 км в час. И мог бы двигаться даже в два раза быстрее, если бы мы не устанавливали ему ограничения, связанные с тем, что трамвайные пути и состояние контактной сети не на всех участках отвечают требованиям скоростного движения. Да еще и оставляет желать лучшего дисциплина автовладельцев, нередко нарушающих правила дорожного движения в местах переезда трамвайных путей.

- Но, тем не менее, многие – в том числе, вероятно, и ваши коллеги по депутатскому корпусу, считают, что электротранспорт, и особенно трамвай, - это уже вчерашний день, что от него надо отказываться…

- Три года назад, начиная свою депутатскую деятельность, я ощущал в думе несколько настороженное отношение к оценкам специалистов-транспортников, и к моему, в частности. Но в процессе нашей совместной работы отношение менялось . Особенно после того, когда наш комитет по бюджету, финансам и экономическому развитию, при поддержке других комитетов, организовал посещение трамвайно-троллейбусного управления, чтобы непосредственно познакомиться с работой предприятия. Вопросам развития транспорта в городе было посвящено несколько заседаний, этому уделено большое внимание и при обсуждении стратегии развития города до 2020 года.

Жизнь тоже помогала аргументами: скажем, мы открыли улицу Пионерскую, но от пробок ведь не избавились! Расширять городские магистрали в северном направлении тоже пока сложно: мы не готовы к таким грандиозным затратам. Трамвайное движение с юга города на его север – это своеобразные «крылья» Хабаровска, оно отвечает потребностям жителей города, желающим сократить время в вынужденных пробках. Кстати, трамвай в Хабаровске был пущен в 1955 году именно потому , что город начал бурно развиваться, и возникла необходимость в быстрой массовой переброске людей к месту работы из одного конца города на другой .

- Но сегодня ситуация изменилась. Иных предприятий, где требовалосб много рабочих рук, сегодня просто нет…

- Это- сегодня. А видеть надо дальше! Хабаровск как столица Дальневосточного федерального округа продолжает развиваться, у него серьезные перспективы. Ему потребуются большие скорости для перемещения жителей и освобождение делового центра от засилья автотранспорта. Мы будем вынуждены применять другие схемы организации движения. При этом именно трамвай позволит достаточно быстро перемещаться в сторону центра, не создавая пробок и не загрязняя атмосферу. В этом смысле самого пристального внимания заслуживает, например, опыт волгоградского скоростного трамвая.

Аналитики говорят о необходимости создания в Москве так называемых перехватывающих стоянок возле метро. Доезжая до них на собственном автомобиле, человек может оставить машину, пересесть в поезд «подземки» и, экономя бензин и время, быстро доехать до работы. В Хабаровске подобную «разгрузочную» роль мог бы в будущем взять на себя именно трамвай. И экология бы только выиграла: ни тебе разлитого топлива на асфальте, ни страдающих от автомобильных колес газонов.

- Неужели вы готовы назвать трамвай транспортом будущего для Хабаровска?

- Именно так. И дело вовсе не в моих узкопрофессиональных интересах. Я как депутат, прежде всего, думаю о создании и развитии комфортной среды для проживания моих избирателей. Мы обязаны быть дальновидными. Кстати, много лет назад в жизни хабаровской думы был момент, когда депутаты не увидели перспектив . которые открывал бы городу трамвай, и сделали выбор в пользу… гужевого транспорта. В результате мы на полвека отстали от Владивостока, где преимущества трамвая сумели разглядеть. И, между прочим, сегодня восстановление муниципального транспорта (к сожалению, почти полностью утраченного в последние годы) в столице Приморья намерены начать с закупки около ста новых трамваев.

- А что у нас?

- В последние два года, когда депутаты совместно с администрацией города, в рамках целевой программы по энерго- и ресурсосбережению. приняли соответствующие решения, предприятие городского электротранспорта получало по два энергоэкономичных трамвая и троллейбуса нового поколения, были субсидированы маршрутные убытки, выделены бюджетные средства на восстановление контактной сети и трамвайного пути. Это позволило предприятию держаться на плаву, вовремя выплачивать коллективу зарплату. А на днях мы в управлении принимали на работу новичков, желающих стать водителями трамваев. Это молодые люди, осознанно выбирающие хорошую, защищенную социальными гарантиями профессию, а не способ скоротать время, пока не подвернется что-то более привлекательное. Значит, мы с моими коллегами-депутатами на правильном пути.

Кстати: До трамваев общественным транспортом в городах были омнибусы, извозчики и конки. В середине XIX века конки стали очень популярны, хотя и требовали вложений: каждый вагон обслуживала как минимум пара лошадей В 1880 году инженер-изобретатель Федор Пироцкий испытал в Санкт-Петербурге прототип электрического трамвая, но ему пришлось прекратить эксперименты из-за протестов владельцев конок. Однако их права касались только городских улиц, каждую зиму с 1894 года маршруты электрических трамваев стали прокладывать по льду Невы. «Ледяные трамваи» были относителньо быстры и довольно дешевы.

В Киеве конкуренции с конками не существовало из-за холмов, с которыми лошади не справлялись. Поэтому в 1891 году городская дума утвердила проект устройства электрического трамвая. 2 мая 1892 года прошли испытания электрического трамвая, а через месяц открылся первый в Российской империи трамвайный маршрут.

В XX веке трамваи во всем мире переживали то упадок, то ренессанс. Сейчас трамвай считается одним из самых экологичных видов транспорта, а некоторые маршруты стали достопримечательностями: например, скоростной трамвай в Волгограде, двухэтажный – в Гонконге, скоростной пуленепробиваемый трамвай в Иерусалиме.


Я знаю: парку - цвесть!

В Хабаровске с каждым годом всё больше уголков, которые становятся его визитной карточкой, туда горожане с удовольствием идут сами и ведут своих гостей. Одним из таких мест наверняка будет и обновленный парк имени Гагарина. Вопрос о его реконструкции волнует и хабаровчан, и руководство города, уже не первое десятилетие он неоднократно становился предметом обсуждения в городской думе.

В последние годы в Южном округе города появились два больших жилых комплекса, каждый численностью более 20 тысяч человек, их жители с полным основанием требуют от депутатов и администрации города создания комфортных условий. А за более чем полувековую свою историю парк имени Гагарина ни разу не модернизировался. Наконец процесс, что называется, пошел.

- С начала прошлого года уже проведены работы по санитарной очистке парка, обрезке деревьев – деньги на это были заложены в бюджет города, рассказывает главный архитектор Хабаровска Аркадий Корзун.

И это только начало. В 2011 году был объявлен закрытый архитектурный конкурс на разработку концепции реконструкции и развития особо охраняемой природной территории местного значения «Парк имени Гагарина».

На конкурс были представлены четыре проекта-концепции развития этой парковой зоны: от «Хабаровскгражданпроекта», от «Проектной мастерской «Атриум-Партнер», от ООО «Акант», а также от факультета архитектуры и дизайна Тихоокеанского Государственного Университета.

Возможность оценить предложения профессионалов получили не только специалисты, но и все желающие горожане. Они смогли принять участие в общественном обсуждении проектов и интернет-голосовании . В результате первое место присуждено авторскому коллективу проектной мастерской «Атриум-Партнер.

- Основная задача, которую предстоит решить при реконструкции парка, – это соединение ландшафтной и рекреационной функций парка, - объясняет А. Корзун. - Кроме того, необходимо сохранить и его космическую тематику, она ведь присуща парку по определению, исторически, а значит, должна быть учтена и в новых технологиях проектирования объектов, и в озеленении, и в освещении, и в других моментах. И поэтому так или иначе будут приняты во внимание и идеи, предложенные другими участниками конкурса.

В обновленном парке должно быть уютно и старым, и малым, здесь будут приняты во внимание интересы и ценителей тихой природы, и спортсменов. Сюда должно быть удобно доехать, здесь должны быть парковки. Предпочтения хабаровчан уже просматриваются. Наибольшее количество предложений от них касается размещения на территории парка колеса обозрения, планетария, велосипедной дорожки, сектора для роллеров и скейтеров, всевозможных спортивных сооружений, аттракционов и, конечно, памятника Ю.А. Гагарину. Когда-то с посаженной им лиственницы этот парк, получивший впоследствии имя первого космонавта планеты, и начался.

Официально: до 20.07.2012 планируется проведение аукциона на подрядную проектную организацию и до конца 2012 года – завершение проектных работ по реконструкции парка имени Гагарина. Всего на 2012 год запланировано финансирование в сумме 1,5 млн. руб. 


Возврат к списку