"Хабаровская городская Дума". Спецвыпуск №2

"Хабаровская городская Дума". Спецвыпуск №2

20.03.2012

Вас обязательно услышат

По градостроительному законодательству, принятому в 2004 году, вся документация муниципальных образований по вопросам этой сферы обязана проходить процедуру публичных слушаний. Они проводятся по нескольким позициям. Например, по генеральному плану, по правилам землепользования и застройки, по документации и планировке территории. Необходимость в проведении одних может наступать раз в год, других – несколько раз в месяц.
А вот, скажем, предоставление разрешений на отклонение от предельно допустимых параметров и предоставление разрешений на условно разрешенные виды градостроительной деятельности требует проведения публичных слушаний чуть ли не ежедневно. Люди активно строят, реконструируют. Не всегда правообладатель может уложиться в закрепленные регламентом параметры - особенно, если у него в собственности уже есть земельный участок, который расширить невозможно.
Например имеется участок площадью 600 кв. метров, находящийся в центре города. В случае, если собственник хочет построить на нем больше, чем предписано регламентом, закон требует от него пройти процедуру согласований с помощью публичных слушаний.
Будущая стройка может ущемить интересы владельцев соседних земельных участков. Именно они и становятся, как правило, участниками такого разговора. Поэтому их приглашают в первую очередь, причем - извещая лично. А дальше все зависит от того, как стороны услышат друг друга. Соседям может быть предложена, например, компенсация за причиняемые временные неудобства, связанные с ведением строительства.
На публичных слушаниях не проводится голосование, не выносятся решения. Это место выработки позиции , устраивающей все заинтересованные стороны . И решение администрацией принимается именно с учетом этого.
Характерна в этом отношении , например, ситуация в Авиагородке, тогда внутрь сложившегося квартала внедрялось строительство нового объекта – гостиницы. Но заявитель изменил первоначальные планы и решил строить жилой дом. Это законом предусмотрено – с предварительным обсуждением на публичных слушаниях. Но первоначально жители выступили резко против. Тема обсуждалась несколько раз.
Сегодня возможность участия в публичных слушаниях хабаровчане нередко используют еще и как площадку для диалога с властью по вопросам, которые в данный момент не являются предметом обсуждения. К примеру, объявляются публичные слушания по генеральному плану – это большой документ, рассчитанный на перспективу. Но пришедшие на слушания люди не могут не говорить о наболевшем: о плохом состоянии двора или об отсутствии инфраструктуры. Однако, с другой стороны, это тоже очень важно. При таком разговоре «глаза в глаза» приоритеты жителей города обозначаются очень четко.
Публичные слушания дают возможность предвосхитить какие-то проблемы и избежать их. Можно запланировать мероприятия, которые позволят сгладить неудобства. Ведь стройка – это всегда дискомфорт, а когда на площадке уже развернутся работы, исправлять ошибки будет и сложнее и затратнее.
Примечательно, что с завершением публичных слушаний ( а они могут проводиться по одному и тому же вопросу неоднократно) интерес жителей к теме не пропадает. Их волнует, как развивается ситуация, что будет дальше.
Предметом публичных слушаний становится, к примеру, ситуация внутри жилого квартала в связи со строительством дорожной сети. Так было. в частности, в микрорайоне «Строитель. Сейчас планируются публичные слушания по поводу находящегося в разработке микрорайона по улице Воронежской. И, скорее всего, они пройдут не один раз, потому что по мере строительства будут появляться новые вопросы, требующие совместного с горожанами обсуждения. Ведь людям будут нужны детский сад, поликлиника, магазин, парковка и прочее. Да, построить все сразу невозможно, но расставить приоритеты совместно с населением мы обязаны.
Сегодня само участие в публичных слушаниях может быть осуществлено разными способами. Помимо традиционных собраний есть и другие формы. Можно изучить все материалы на сайте в интернете, где они в обязательном порядке публикуются, а потом письмом или опять же с помощью интернета высказать свое мнение. И люди все чаще прибегают к такому способу участия в обсуждении. Все поступившие предложения и замечания потом передаются проектным организациям. На все обращения даются ответы. По закону публичные слушания длятся от одного до трех месяцев, общее собрание – это только один из их эпизодов.

Е. Логинова, начальник отдела планировки территорий и межевания департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска



Горожане обсудят стратегию развития Хабаровска

Депутаты городской Думы и специалисты администрации Хабаровска готовятся к публичным слушаниям по проекту новой редакции "Стратегического плана устойчивого развития г.Хабаровска до 2020г."

- Необходимость корректировки Стратегического плана развития была вызвана тем, что после его принятия вышли крупные нормативные документы федерального уровня, такие как Концепция долгосрочного развития России до 2020 года и Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, - объясняет Лариса Воронцова, начальник отдела экономического анализа и территориального развития управления экономического развития администрации г.Хабаровска, кандидат экономических наук. – Принята также Стратегия развития Хабаровского края до 2025 года. То есть, страна находится в постоянном движении. Сохраняя принцип системности, мы должны связывать все эти документы. Для того, чтобы эффективно расходовать бюджетные средства на любом уровне – городском, региональном, федеральном – необходимо таким образом ставить цели и задачи, чтобы получить не набор каких-то мероприятий, а чтобы был виден конечный результат.
К процессу обсуждения подключены многие. У нас существует координационный совет по реализации стратегического плана. В него входит более 100 человек, начиная с мэра Хабаровска и председателя городской думы, включая представителей бизнеса, науки, культуры. образования, общественных организаций.
Когда началась корректировка плана, информация об этом была размещена в СМИ, принять участие в обсуждении наших общих перспектив могли все желающие. С учетом всех обращений были образованы четыре комиссии, каждой их которых была доверена работа над одним из тематических блоков: «Модернизация экономики», «Безопасность среды обитания», «Развитие гражданского общества и социального партнерства», «Развитие человеческого потенциала».
Предложенные изменения обсуждал координационный совет, приглашались и представители общественности. Сейчас работа над стратегическим планом продолжается – именно с учетом всех замечаний и пре6дложений
- На этом участие горожан в стратегическом планировании заканчивается?
- Ни в коем случае! В мае новая редакция Стратегического плана будет представлена для рассмотрения Хабаровской городской думе. А до этого - вынесена на публичные слушания.
- С какой целью это делается?
- Стратегический план – это не закон, вступающий в силу благодаря росчерку пера. Это очень динамичный инструмент, чутко реагирующий на требования времени. Это механизм для ведения диалога между гражданским обществом и властью, которая обязана прислушиваться к мнению членов общества. Конечно, не всякое предложение «снизу» может быть принято – что-то отклоняется, не пройдя экспертизу специалистов. Но и горожане могут отклонить то, что противоречит его интересам! Для этого стратегический план и обсуждается на публичных слушаниях.
- И в результате любой житель Хабаровска сможет узнать, что предполагается сделать в городе аж до 2020 года?
- Не совсем так. Стратегический план дает возможность обозначить основные направления развития. Предметом обсуждения Стратегического плана на публичных слушаниях становятся именно приоритетные направления В них учитывается не только то, что предстоит сделать нам, на своем муниципальном уровне, но и то, что будет делаться на федеральном и региональном уровнях. Мы – в одной связке, у нас – общая задача: повышение качества жизни. А вот на основе стратегии разработан комплексный план развития до 2015 года. Вот там прописываются конкретные шаги. И каждые три года создается краткосрочный план: что предстоит сделать для того, чтобы приблизиться к достижению цели, намеченной стратегией.
- Например, проложить дорогу или построить клуб?
- Нет, наша задача – предложить и разработать ту или иную целевую программу. А вот уже программа предполагает такую конкретизацию. К примеру, сейчас в Хабаровске остро стоит проблема оптимизации уличной дорожной сети. Для решения актуальнейшей проблемы пресловутых пробок и нехватки парковок администрация города приступила к реализации Концепции развития улично-дорожной сети в городе, в рамках которой будет разработана долгосрочная целевая программа до 2025 года.
Еще одна важная программа – озеленение города. Она предусматривает внедрение передовых технологий и современных методов озеленения городских территорий и модернизацию собственного городского питомнического хозяйства . Ведь городу нередко ставят в вину то, что зелени маловато, несмотря на то, что цифры по высадке растений говорят об обратном. Но культуры, которые мы везем откуда-то и высаживаем на городских улицах, порой просто плохо приживаются! Средства и силы расходуются, но желаемого эффекта не всегда удается достичь. Вот почему важно развивать питомники у себя, и такая программа в городе будет реализована. Сегодня уже можно говорить о том, что такой больной вопрос, как обеспечение местами в детских садах всех, кому они нужны, будет решен в 2014 году. Это тоже одна из программных разработок.
- Кто может принимать участие в обсуждении городской стратегии?
- Любой желающий! О проведении публичных слушаний объявляется в СМИ за 10 дней до их начала, публикуются материалы. За это время можно будет с ними ознакомиться и даже успеть внести свои предложения, которые обязательно берутся «на карандаш».

ГЛОССАРИЙ
Стратегия – выбор ключевых направлений развития, интегрирующий главные цели города, политику и действия городского сообщества в некое согласованное целое. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять ограниченные ресурсы города эффективным образом на основе предвидения изменений во внешней среде и имеющихся внутренних возможностей с учетом ожидаемых и неожиданных помех, угроз и противодействий.

Стратегический план – это договор общественного согласия, инструмент организованного, прозрачного диалога властей, бизнеса и городского сообщества. Он не содержит детальных указаний (заданий) кому, что, сколько и для кого производить и, кроме того, не является исчерпывающим, то есть не содержит разделов по всем отраслям, производства и сферам экономики. Стратегический план является руководством к действию по достижению тщательно отобранных и одобренных городским сообществом целей.

Устойчивое развитие города – развитие, предусматривающее, во-первых, экономический рост при безусловном соблюдении экологического равновесия, во-вторых, сбалансированность экономической и социальной сфер, взятых в человеческом измерении, в-третьих, учет перспективы, не только с ориентацией на ныне живущее городское сообщество, но и будущие поколения.

Целевая комплексная программа – определяет направленную на достижение стратегической цели пошаговую последовательность действий в конкретном направлении с учетом оптимального использования ресурсов.

Если соседи не согласны

Председатель одного из ТСЖ в Северном округе Хабаровска решил надстроить мансардный этаж в многоквартирном доме и полагал, что дело практически сделано, но не тут-то было. Подобные вопросы обязаны проходить процедуру публичных слушаний – по поводу отклонения от параметров разрешенной реконструкции. Только после этого такое разрешение может быть дано. Полномочия свои предприимчивый председатель подтвердил, казалось бы, вполне убедительными документами.
Однако на публичных слушаниях, в которых приняли участие жильцы дома, выяснилось, что предстоящие перемены их совершенно не устраивают! Оказалось, что они как правообладатели земельного участка под многоквартирным домом вовсе не уполномочивали своего председателя просить разрешение на возведении мансардного этажа. Общего собрания, протокол о проведении которого он предоставил, на самом деле не проводилось . А раз нет согласия собственников общедомового имущества – нет и разрешения от муниципалитета. В начале этого года заявителю был выдан отказ.
- Когда задеваются их житейские интересы, горожане особенно активны, - рассказывает Юлия Куликова, главный специалист отдела департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска. - И публичные слушания помогают порой выявить скрытый или назревающий конфликт, например, при планировании новых торговых центров или автостоянок.
В департаменте приводят и другой пример. Стал человек через аукцион владельцем земельного участка для строительства гостиницы, но решил строить на нем жилой дом. А подобное изменение первоначальных планов невозможно без обсуждения на публичных слушаниях. На них пришли жители соседних малоэтажек, и к будущей стройке оказалось много вопросов: что будет с подъездными путями, с противопожарными разрывами, с детскими площадками, парковками. Людей волновало, справятся ли с дополнительной нагрузкой существующие коммуникации. Так что без конструктивного диалога с соседями застройщик разрешение тоже не получит.
- Чтобы предотвратить конфликтные ситуации со смежниками или нарушение прав и законных интересов граждан. заказчик меняет свои проектные решения, - объясняет Ю.Куликова. – Делает больше отступы от границ земельного участка, берет в аренду дополнительные парковочные места на чужой территории. Предусмотреть все возможные нюансы на основании одних только документов мы при всем желании не можем.
С учетом публичных слушаний отказ на проведение тех или иных мероприятий,. связанных с градостроительством и землепользованием, выдается примерно в 20 процентах случаев. Не прошла, например, публичные слушания заявка о возведении административного здания на улице Выборгской: не предусмотрел заявитель достаточное количество парковочных мест. Подобную же проблему предотвратили отказом и по улице Конечной: будущая стройка не предполагала ни парковок, ни пожарных разрывов…

- У нас нередко бывает, что после получения отказа, когда в протокол внесены все замечания и рекомендации, заявка на участие в публичных слушаниях подается заново, - подчеркивает Ю. Куликова, - Уже после устранения указанных нарушений граждане подтверждают: конфликт исчерпан, претензий больше нет, и разрешение на реализацию дается. Заказчики даже благодарят: удалось удачно доработать проект, предотвратить риск судебных разбирательств.
.
Законодательство о публичных слушаниях еще очень молодо. Сегодня оно обязывает заявителя подавать лишь минимум документов. Но ради успеха своего проекта тот сам заинтересован в предоставлении муниципалитету более обширной информации о планируемых им объектах. А публичные слушания оказываются некой моделью общественного договора, когда от полноценного диалога в выигрыше оказываются все заинтересованные стороны.

Марина Семченко


Народ хочет знать. И влиять!

Федеральный закон № 131 «О местном самоуправлении» предлагает различные формы работы с населением: опросы, встречи депутатов с избирателями, отчеты депутатов. Обозначена в нем и такая форма. как публичные слушания. Решением хабаровской городской думы от 22 ноября 2005 года было утверждено «Положение о публичных слушаниях в городском округе город Хабаровск» . Чем активнее будет население, чем больше оно будет предлагать нам, обозначая болевые очки, формируя общественный запрос, тем эффективнее самоуправление во всех жизненно важных сферах, будь то благоустройства, строительство или озеленение.
Закон не ограничивает круг вопросов, к которым не могут проявить свой интерес хабаровчане. Когда объявляется о проведении публичных слушаний, вся информация об этом размещается на официальном сайте администрации Хабаровска, в печати, вывешиваются объявления на жилмассивах.
В течение 2011 года инициаторами проведения публичных слушаний выступили мэр города, Хабаровская городская Дума.
По инициативе хабаровской городской Думы проведены публичные слушания «О внесении изменений в Устав городского округа «город Хабаровск» , в них приняли участие 300 человек. По инициативе мэра города обсуждались публично городской бюджет и отчет об его исполнении, проект правил землепользования и застройки, планировка территорий, межевание и т.д. Депутаты активно участвуют в обсуждении всех этих вопросов, вносят свои предложения, а также предложения своих избирателей,
Очевидно, потому что институт публичных слушаний еще достаточно молод, хабаровчане еще редко инициируют их проведение, но участниками становятся всё охотнее. Наверное , многие помнят, как бурно решался вопрос по реконструкции парка Динамо. Сколько было тогда разгневанных голосов: пусть всё остается в первозданном виде, не нужно колесо обозрения, развлекательные точки, нельзя вырубать старые деревья!
Проект реконструкции представлялся достаточно аргументировано, он широко обсуждался, у многих вызвал интерес. Неоднократно по этому вопросу проводились публичные слушания. Но вопрос по преобразованию парка остался открытым.
Участником публичных слушателей может быть любой человек, и не обязательно быть специалистом в обсуждаемой сфере, достаточно только придти, зарегистрироваться, сообщить о своем желании выступить – если оно есть. Сам факт регистрации нужен и для того, чтобы мы могли информировать о том, как прошли публичные слушания, сколько народу привлекла та или иная проблема.
Куда направляются бюджетные средства? Почему на ту отрасль идут такие-то отчисления, а на другую – меньше? По какому принципу распределяются финансы? Народ имеет право спросить об этом муниципальную власть. Ни один тот или иной вопрос «снизу» не может быть признан несущественным.
Так было, например, когда в публичных слушаниях принимала участие студенческая молодежь. Ее интересовало: почему нет льгот по оплате проезда студентов в муниципальном общественном транспорте. К сожалению, решение волнующей их проблемы лежит за пределами компетенции муниципалитета. Их учебные заведения - федерального подчинения, поэтому из местного бюджета не может быть дана льгота или доплата, это – полномочия федеральные. .
Но это не значит, что если предложения или вопросы «не по адресу», то дальнейшего хода им дать не возможно. Наши депутаты активно участвуют в публичных слушаниях. Поступившие вопросы, даже если они не соответствуют полномочиям, все равно берутся на заметку, они ложатся в основу законодательных инициатив, обращений в правительство края, в краевые министерства, в Законодательную Думы Хабаровского края - вплоть до федерального уровня.
Так, по многочисленным обращениям горожан мы занялись проблемой людей без определенного места жительства. Когда обсуждался на публичных слушаниях городской бюджет на очередной год, там тоже спрашивали: закладываются ли средства для решения этих вопросов. Но хотя это полномочия не города, а субъекта федерации, участвовать в их решении мы тоже должны.
Мы вышли с обращением в Законодательную Думу края – о строительстве или выделении имеющегося здания для людей без определенного места жительства. Мы даже начали такое помещение подыскивать, его можно было бы на льготных условиях сдать в аренду – с учетом большой социальной значимости проблемы. Но ремонт здания , а затем формирование и содержание штата – всё это компетенция субъекта федерации, где решением проблемы тоже озабочены. В этом вопросе депутаты сотрудничают и с благотворительными организациями. Вопрос пока открыт. Но с контроля мы его не снимаем. Да и обратная связь с хабаровчанами доказывает его актуальность.
И подобных примеров немало.
Без публичных слушаний не может быть принят городской бюджет. И вопросы по нему вправе задавать любой желающий. Предметом публичных слушаний в обязательном порядке является Устав города, любые изменения в нем, даже технического характера. Времена, когда что-то решалось без участия горожан, а порой и без учета их интересов, остались в прошлом. Люди всё больше хотят знать, как организуется жизнь их города, они вправе сами участвовать в этом сложном процессе.

А. Гаврилова, заместитель председателя хабаровской городской думы.






Возврат к списку