"Хабаровская городская Дума. "Стратегия развития"

"Хабаровская городская Дума. "Стратегия развития"

21.02.2017

Стратегия развития

                  Будущее начинается сегодня

     Хабаровская городская дума своим решением утвердила Стратегию социально-экономического развития городского округа «город Хабаровск» до 2030 года. Вопрос, который был вынесен на обсуждение депутатов городской думы докладчик, начальник управления экономического развития администрации Хабаровска, Александр Анисимов назвал одновременно и простым, и сложным.

            - С одной стороны, мы обладаем достаточно большим опытом стратегического планирования – с отработанными технологиями, понятными методиками, - сказал он. - С другой стороны, принятый в 2014 году федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» задал принципиально иной формат .

    С принятием этого закона завершился период неопределенности в стратегическом управлении в муниципалитетах России. Да, у разработчиков стратегий была возможность пользоваться самым широким спектром методик и технологий, они могли произвольно формировать цели, задачи и приоритеты, но при этом некоторые яркие, амбициозные проекты оказывались недостаточно реалистичными. Упор в них делался на укреплении имиджа преуспевающего региона.

                   Стратегию обсуждали всем городским сообществом

      Стратегический план, принятый в Хабаровске в 2006 года показал себя как работоспособный инструмент. Он позволил городу динамично развиваться: был преодолен сложный период кризиса 2008-2009 годов, удалось нивелировать последствия текущего. Системы жизнеобеспечения города работают стабильно. И, пожалуй, одно из главных достижений последнего времени – восстановление естественного прироста населения в Хабаровске: теперь это самый крупный дальневосточный город.

       Достигнутые результаты высоко оценены российской общественностью: в 2012 году Хабаровск занял первое место в общероссийском ежегодном конкурсе региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов Российской Федерации, это говорит о многом. Однако в новых условиях вопросы долгосрочного и ускоренного развития Дальнего Востока приобретают особое стратегическое значение.

       - Главная новация, прописанная в законе, заключается в том, что осуществление планирования возможно только по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления, - объясняет Александр Анисимов.

     Сама работа над стратегий социально-экономического развития Хабаровска шла именно в соответствии с этими полномочиями. В ней на всех этапах разработки и обсуждения активно участвовали представители науки, бизнеса и общественности. В течение 2016 года прошли не только заседания Координационного совета по стратегическому развитию города, но и проведены 5 мастер-классов, 10 фокус-групп. 4 круглых стола, а также отраслевые совещания и 15 заседаний общественных советов при мэре города.

       У всех хабаровчан была возможность принять участие в интернет-голосовании и оценить тем самым цели и задачи муниципальной стратегии. 96 процентов воспользовавшихся этим ресурсом горожан дали положительную оценку.

      - В ходе публичного обсуждения поступило более 180 предложений и замечаний, которые были рассмотрены на заседаниях экспертной комиссии. В итоге 60 % замечаний отклонены, 30 % замечаний будут учтены при разработке документа планирования на последующих этапах: планирование, прогнозирование и программирование. 10 % предложений учтены при доработке муниципальной стратегии. Изменена формулировка миссии города, уточнены две главные стратегические цели, откорректированы задачи социально-экономического развития, - отметил Александр Анисимов

                  Как будет развиваться Хабаровск?

         Муниципальная стратегия должна ответить на два вопроса: какие цели мы ставим и какие задачи необходимо решать для их достижения. При этом учитываются сильные стороны и возможности развития Хабаровска. К ним относятся выгодное географическое положение, близость к крупнейшим экономикам Азиатско-Тихоокеанского региона конкурентные преимущества бизнеса с учетом преференций режимов ТОСЭР, эффективное местное самоуправление и другое. Это дает возможность увеличить экономический потенциал.

      Во внимание принимаются также и слабые стороны и угрозы, связанные, прежде всего, с удаленностью от федерального центра, сложным климатом, нехваткой высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, с высоким уровнем тарифов и стоимости жизни.

      Главной целью нового документа, предложенного депутатам для утверждения, и который будет теперь определять развитие краевого центра, является создание условий для стабильного повышения качества жизни горожан. Для ее достижения выделены как приоритетные пять стратегических направлений развития Хабаровска до 2030 года. Необходимо сделать более комфортной городскую среду, сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций, создать условия для повышения уровня экономической активности, укрепить социальную стабильность и повысить эффективность управления муниципальными ресурсами.

     При этом цели и задачи развития Хабаровска, как того и требует законодательство, органично вписаны в государственную систему планирования и развития. И выделение понятия «качество жизни населения» как ключевого полностью соответствует задачам социально-экономического развития Российской Федерации, ее национальным интересам и стратегическим приоритетам. Это позволяет органам местного самоуправления при разработке документов стратегического планирования и программирования дополнительно привлекать финансирование из вышестоящих бюджетов.

     - Одним из факторов улучшения качества жизни является социальная стабильность в обществе, – подчеркнул Александр Анисимов. – Социальная сфера – в абсолютных приоритетах у органов местного самоуправления города. И выделение этого блока в стратегическую цель отвечает ожиданиям населения, связанным с улучшением уровня жизни. Особое значение придается улучшению жилищных условий населения, созданию доступной среды, развитию энергетической и инженерной инфраструктуры, оздоровлению экологической обстановки.

     Согласно проекту, Хабаровск может развиваться по двум сценариям. Один из них – инерционный. Он основывается на сохранении существующих темпов роста экономики. При этом основные экономические процессы не будут резко меняться. Но в качестве базового сценария развития города принимается так называемый умеренно-оптимистический вариант. Он отражает повышение конкурентоспособности экономики Хабаровска, улучшение делового и инвестиционного климата, реализации муниципальных программ. Предполагается, что движение в экономической сфере пойдет по инновационному типу, который подразумевает развитие технологий, человеческого потенциала, стимулирование предпринимательской и инвестиционной активности.

                      Цифры, которым предстоит стать фактами

         Сегодняшним хабаровчанам предоставляется возможность стать не просто свидетелями, но и непосредственными участниками достижения многих амбициозных (но при этом основанных на анализе и тенденциях реальных достижений в экономике) целей и решения серьезных задач.

   Главным ориентиром социально-экономического развития разработчики стратегии считают рост численности населения и его закрепления в Хабаровске. К 2030 году, согласно умеренно-оптимистическому сценарию, в краевом центре будет 700 тысяч жителей. В то время как по инерционному варианту город может «дорасти» до 650 тысяч. При этом Стратегия учитывает, что коэффициент миграционного прироста с 4,1 процента (данные 2015 года) поднимется до 8,5.

     Уровень безработицы в Хабаровске один из самых низких в стране – в 2015 году он составлял 0,32 процента. К 2030 году он станет еще ниже – 0, 22 процента. Число занятых в экономике возрастет с 365,3 по цифрам 2015 года до 404,8 тысяч . При этом в производственной сфере будут трудиться 289,6 тысячи человек.

     Ожидается и значительный рост объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах): с 54,8 млрд. рублей в 2015 году до 124, 6 млрд. рублей в 2030 году.

     И, наконец, самое по-человечески привлекательное в Стратегии касается, безусловно, уровня жизни. Так вот, среднемесячная заработная плата в не таком уж далеком 2030 году достигнет сумм, близких к 130 тысячам рублей. А обеспеченность жильем на одного человека при планируемом введении к 2030 году 450 квадратных метров в год составит 28,6 квадратных метра. В 2015 году было неполных 23 жилых «квадрата».

     Поживем – увидим. Тем более, что информация о результатах реализации Стратегии будет носить публичный характер и доступна всем жителям.


Год экологии

                        Пусть парки зеленеют, пусть город будет чистым

       5 января 2016 года Указом президента Российской Федерации В. В. Путина 2017 год объявлен Годом экологии. Решение принято с целью привлечь внимание общества к вопросам экологического развития страны, к сохранению биологического разнообразия, обеспечить экологическую безопасность. Министерство природных ресурсов и экологии РФ определило целый ряд задач, которые необходимо решить в течение наступившего года. О приоритетах, которые в связи с этим определены для Хабаровска, депутатам городской думы во время очередного заседания рассказала начальник управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Ирина Дубянская.

    - Прежде всего – это задача совершенствования нормативно-правовых основ, которые регулируют сферу охраны окружающей среды, - подчеркнула она. – Это тем более актуально, что с января в силу вступил ряд норм, ужесточающих требования как к государственным, так и к коммерческим организациям в части негативного влияния на окружающую среду. Произведен ряд изменений в водном, земельном кодексах, а также в законодательстве, касающемся обращения с отходами.   

     Вторая задача – за счет исполнения этих норм улучшить общие экологические показатели. Ну, и третье – и едва ли не самое актуальное для нас – формирование в вопросах экологии активной гражданской позиции. Как напомнила Ирина Дубянская, в августе прошлого года был подписан еще один президентский указ, в соответствии с которым 2017-й является также годом особо охраняемых природных территорий.

     В управлении по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города, с учетом принятых на различных уровнях решений и предложений структурных подразделений муниципалитета и предприятий, сформирован подробный (44 пункта!) план проведения Года экологии в Хабаровске. Речь, безусловно, не о каких-то разовых акциях, а о планомерной работе. Важнейшие ее направления - практические природоохранные мероприятия, охрана, функционирование и восстановление особо охраняемых природных территорий, городских зеленых насаждений. Не последнее место отводится и экологическому просвещению хабаровчан.

    - Весной и осенью мы совместно с управлением ЖКХ и комитетами по управлению районами проведем двухмесячники по санитарной очистке, благоустройству и озеленению города, - сказала Ирина Дубянская. – Прежде всего, мы уделим внимание тем городским территориям, особенно в водоохранной зоне, где необходимо избавиться от брошенных бытовых и производственных отходов.

    В этом году предполагается начать первый этап строительства системы канализации, которая позволит исключить сброс стоков от домов 138, 140 и 142а по ул. Карла Маркса. Этот наболевший вопрос неоднократно рассматривался на комитете по городскому хозяйству, на заседаниях думы. Реализация долгожданного проекта позволит избежать разлива по рельефу около 38 тысяч кубометров загрязненных стоков в год.

     Для города традиционны дни экологической безопасности. Пройдут они и нынче – в период с 1апреля по 6 июня. В основном это возможность для обучения школьников. Пройдут всевозможные конкурсы, фестивали и викторины на темы, связанные со знанием и пониманием экологических проблем. И они , как надеется Ирина Дубянская, будут интересны не только детям.

            Хабаровск заслуженно снискал славу одного из самых «зеленых» городов страны. К сожалению, с годами былое великолепие несколько потускнело: деревья и кустарники, создававшие неповторимый облик города, стареют и даже становятся небезопасными. Программа года экологии в Хабаровске предполагает работы по восстановлению зеленых насаждений: рубку и уход, улучшение породного состава на ряде особо охраняемых природных территорий. Запланированы такие работы в парках имени Гагарина и Динамо, в сквере имени Горького. Кроме этого, будет завершено благоустройство территории парка Гагарина и первой очереди сквера имени Горького.

     Сегодня экология волнует людей независимо от того, где они живут. Понимание проблем сохранения здоровой окружающей среды объединяет жителей разных городов, граждан разных государств.

    - В рамках международного сотрудничества планируется принять участие в работе 17-й экологической конференции городов-побратимов Хабаровска и Ниигаты, - отметила Ирина Дубянская. – В этом году она будет проходить в Японии, ждем от принимающей стороны темы докладов. Напомню, что в 2016 году конференция проходила у нас в Хабаровске, и сейчас мы воплощаем в жизнь ее рекомендации. Они касаются не только профильных подразделений администрации города, но и конкретных образовательных учреждений города, поскольку основной темой конференции было экологическое просвещение. Продолжится и практика международных детских экологических обменов.

     Важно, как особо подчеркнула Ирина Геннадьевна, чтобы людей вовремя и полно информировали обо всех значимых для решения экологических проблем мероприятиях и особенно тех, участниками которых могут стать сами хабаровчане.

      Со своей стороны управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города подготовит и выпустит второй том «Экологического справочника школьника». Есть интересная задумка: издать буклет об особо охраняемых природных территориях – это наши парки и скверы, ничего подобного пока не делалось. Такое издание, в частности, будет содержать краткие исторические справки об этих уголках города. Сейчас в архивах подбирают всю необходимую информацию для будущего буклета.

    Год экологии в Хабаровске поддержат финансово: на реализацию положений муниципальной программы «Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2014-2020 годы», в бюджете при поддержке депутатов запланировано 137 млн. рублей.


Денис Титяев, заместитель председателя Хабаровской городской думы, председатель комитета по бюджету, финансам и экономическому ращзвитию: - Утверждение Стратегии 2030 для депутатов городской думы – очень важное событие. Сначала мы обсуждали этот вопрос на комитете, а затем он был вынесен на очередное заседание думы для принятия общего решения. Новым документом определена приоритетная задача на перспективу развития города, результатом поставленных в этой концепции достижений должно стать повышение качества жизни горожан.

    Депутаты являются представителями городского сообщества, и нас по определению волнуют все стороны жизни Хабаровска и его жителей: снос старого и строительство нового жилья, транспортные услуги для населения и качество дорог, образование и медицина, спортивная и культурная жизнь города, качественное предоставление услуг теплогазоводснабжения и многое другое. Достижение качественных показателей в этих значимых для жизнеобеспечения отраслях возможно только при принятии грамотного продуманного плана, а затем и поэтапной реализации всех его разделов через исполнение муниципальных программ.

          Воплощение в жизнь Стратегии 2030 - это поступательное движение, в котором будут принимать участие не только администрация, но и предпринимательское сообщество, общественные организации.

          Для решения самых наболевших вопросов, решения которых ждут сегодня избиратели, депутаты Хабаровской городской думы будут и дальше работать с населением. Практика обращений, личных приёмов хабаровчан позволяет не только быть в курсе происходящего в городе, но влиять на ситуацию. Мы не можем знать точно, что ждёт нас в будущем, но мы точно знаем, что, получив доверие избирателей, мы обязаны его оправдывать.


Александр Мшвилдадзе, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам ТОГУ: - Подобные стратегические документы необходимы. Они позволяют сконцентрировать усилия на достижении и реализации сформированной в Стратегии системы целеполагания, создать механизмы координации и взаимодействия администрации города, предпринимательского сообщества, общественных организаций. В принятой нами Стратегии реализован достаточно современный подход, она отличается высокой степенью детализации: сформулировано 95 задач развития города, предполагающих комплексный охват всех сторон городской жизни.

    Впереди – последующие этапы скрупулезной работы. Необходимо прорабатывать механизмы реализации Стратегии, корректировать в соответствии с ней муниципальные программы.

    В Стратегии четко прописана миссия Хабаровска как административно-политического, транспортно-логистического, культурно-образовательного центра российского Дальнего Востока, которому присущи высокий уровень человеческого капитала, благоприятный деловой климат и эффективное местное самоуправление. Во главу угла Стратегии ставится повышение качества жизни горожан, это очень верный подход.Мне кажется, что сейчас мы получили основной посыл для работы над муниципальными программами: совершенствование тех или иных аспектов городской жизни.

       Мне профессионально особенно близко всё, что связано с молодежной политикой, создание новых возможностей для молодых хабаровчан в образовании, развитии, самозанятости. Важно, чтобы молодые люди не сидели и не ждали, когда кто-то для них что-то сделает. Необходимо создать такие условия, чтобы молодежь сама могла включаться во все процессы, проявлять активность в предпринимательской сфере и других областях.

      Хорошие предпосылки для этого уже есть. В Хабаровске, например, очень активно реализуются программы молодежного предпринимательства, это одна из самых сильных сторон нашей молодежной политики. Полагаю, что при корректировке муниципальной программы «Молодежь Хабаровска»именно эти акценты надо усиливать.

      Самозанятость молодежи – самое перспективное направление, дающее возможность закрепить в Хабаровске активную талантливую молодежь. Если создавать благоприятные условия для молодежного предпринимательства, то молодые люди не только сами будут иметь работу, но и создадут новые рабочие места, сделают реально ощутимый вклад в развитие экономики Хабаровска. Ведь новые рабочие места – это и доходы населения, и совокупный спрос в экономике, и налоги.

    В социальной сфере стратегически важно, чтобы администрация города усилила взаимодействие с общественными организациями, которые тоже занимаются решением различных социальных вопросов. Об активности граждан в Стратегии вообще сказано очень много. Это актуальный и очень правильный посыл. В любой стратегии важна обратная связь. Если наша Стратегия направлена на улучшение качества жизни горожан, то всем нам необходимо принимать участие в выработке тех или иных решений.

Стратегия будет результативна только в том случае, если и исполнители, и те, на кого она направлена, будут понимать ее важность. Всё городское сообщество должно понимать, что необходимы механизмы, которые позволяли бы городу привлекать инвестиции, создавать точки роста. Мало уповать только на муниципальные ресурсы. Без активного включения горожан в эту общую работу больших успехов не достичь.


Ольга Кодина, директор многопрофильного лицея: - В прошлом году, на масленицу, мы проводили большой праздник, на который собралось больше 2 тысяч жителей из близлежащих домов. И когда мама одного из учеников, переехавшего из Киргизии, пела частушки, нарядившись в русский народный костюм, мы поняли, что нам кое-что удается.

      В этом году мы решили пойти дальше – провести фестиваль-праздник встречи весны. У нас по-настоящему многонациональное учебное учреждение, и на время фестиваля из учеников будут созданы своеобразные «диаспоры»: славянская, среднеазиатская, кавказская, народов юго-восточной Азии, которые смогут представить различные культуры. У ребят будет возможность получше узнать друг друга, стать ближе, подружиться. Думается, такие праздники, объединяющие ребят, помогают в решении важной задачи, прописанной в Стратегии, – профилактики проявлений экстремизма и национальной розни.  

     Одной из стратегических целей муниципального управления является укрепление социальной стабильности и развитие социального партнерства. Для ее достижения необходимо решать много задач, в том числе – и по духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию. Причем это предстоит делать в условиях многонационального состава населения города.

    Мы не можем не отдавать себе отчет в том, что основной приток населения происходит благодаря приезжающим из бывших союзных республик СССР, в основном – среднеазиатских. И неслучайно, что одна из стратегических задач сегодня состоит как раз в эффективной адаптации детей-мигрантов в образовательных учреждениях города.

      Сейчас ситуация такова, что, приезжая в Россию, они оказываются за пределами привычных культурных традиций, им сложно привыкать к иной ментальности, тем более, что и русским языком такие ребята зачастую владеют плохо. Конечно, для детей это весьма стрессовая ситуация, особенно, если они попадают в Россию в подростковом возрасте. К сожалению, родители таких школьников порой не уделяют достаточного внимания тому, как проходит их адаптация, не помогают в этом процессе. А ведь детям на русском языке приходится не только общаться – на нем предстоит сдавать экзамены…

    Безусловно, есть очень ответственные родители. Они серьезно планируют переезд в Россию, готовятся к нему. Их дети попадают в новую среду еще дошколятами, начинают адаптироваться к русскому языку. При этом они вливаются не только в языковую, но и в культурную среду. Здесь и для них, и для нас существует определенное количество рисков.

     Являясь носителями других фундаментальных культур, приезжающие к нам представители других народов оказывают определенное влияние на местных жителей, ассимилируя их «под себя». Наша задача состоит в том, чтобы напротив – помочь им «влиться» в наше социокультурное пространство. Наработки такого рода у нас в лицее есть.

     И еще один принципиальный момент нового документа хочется отметить. Какими бы компетентными не были люди, работающие в органах местного самоуправления, какой бы эффективной не была деятельность муниципалитета, без непосредственного участия самих горожан, без инициативы представителей различных общественных организаций, руководителей предприятий любой формы собственности достичь высоких целей Стратегии будет очень сложно.

     Принятая Стратегия – это не план для чиновников. Это – стратегия всего общества. Мы ведь неслучайно все чаще говорим о необходимости создания настоящего гражданского общества. Думаю, что у нас много земляков, которым небезразлично будущее Хабаровска. Только при их непосредственном участии в решении задач мы сможем двигаться вперед.

    Предпосылки для этого есть. Подтверждение тому мы видим и на заседаниях городской думы, когда граждане всё активнее прибегают к такому инструменту, как «открытый микрофон». Причем если раньше поводом для обращений были в основном бытовые проблемы, то сейчас люди предлагают и изменения в Устав города (к примеру, признать город Хабаровск территорией проживания малочисленных народов), и в схему общественного транспорта, и в порядок реализации тех или иных муниципальных программ. Диалог становится всё более продуктивным, самоуправление – все более эффективным.



Возврат к списку