"Хабаровская городская Дума. Процесс развития города зависит от его жителей".

"Хабаровская городская Дума. Процесс развития города зависит от его жителей".

21.06.2016

                                                      Приоритеты

                 Процесс развития города зависит от активности его жителей

             Комитет по бюджету, финансам и экономическим вопросам – самый «густонаселенный» в Хабаровской городской думе: в нем 19 депутатов. В его ведении - вопросы финансово-экономического обеспечения всего городского хозяйства и социальной сферы, здесь рассматриваются все аспекты подготовки, исполнения бюджета и контроля за этими процессами.

     - Все полномочия нашего комитета при рассмотрении вопросов ведения реализуются публично, на заседаниях, - говорит заместитель председателя Хабаровской городской думы, председатель этого комитета Валерий Казаченко. – Подходы у наших депутатов весьма практические: задают и обсуждают вопросы, анализируют те или иные ситуации, делают замечания, дают рекомендации, которые потом записываются в решениях комитета и выносятся на обсуждение всей думы, где и принимаются окончательные решения.

     К примеру, рассмотрение бюджета идет в четыре этапа, в результате чего этот документ с учетом поправок, внесенных всеми думскими комитетами и обобщенных бюджетным комитетом вносится в администрацию города. Там его в соответствии с депутатскими замечаниями корректируют и выносят в виде проекта решения думы по бюджету на очередной финансовый год.

     - Но ведь нельзя сказать, что члены комитета – профессиональные экономисты или финансисты!

     - Они – настоящие профессионалы в тех сферы, в которых трудятся. Заметьте: в комитет вошли больше половины городских депутатов, представляющих, по сути, все отрасли городского хозяйства: руководители учреждений образования и здравоохранения, предприятий коммунальной сферы, транспорта, представители бизнеса. Очень полное, емкое представительство! У этих специалистов хорошее практическое видение того, как та или иная бюджетная статья «преломляется» на ту отрасль, в которой они компетентны. При обсуждении бюджета они стараются аргументированно защитить интересы той сферы, которую представляют. А поскольку это люди опытные, они воспринимают все жизненно важные вопросы в комплексе и взаимосвязи, понимают, как соотносится финансирование разных отраслей. И такой сложный процесс, как бюджетирование, идет у нас спокойно, взвешенно, во взаимодействии с профессионалами из администрации города.

         Особенность нашего бюджета в том, что он носит программный характер: в Хабаровске реализуется 24 муниципальных программы, которые охватывают практически все вопросы ведения органов местного самоуправления. Они рассчитаны на реализацию в течение нескольких лет, «переходят» с одного года на другой и постоянно рассматриваются во всех думских комитетах, Программные расходы бюджета составляют 89 процентов.

            Программные установки, которые закладываются при разработке бюджета города, могут корректироваться с учетом экономических и других жизненных реалий. К примеру, есть программа «Благоустройство города Хабаровска в 2014-2020 г.г.». Первоначально в ней не предусматривались работы по ремонту проездов к многоквартирным жилым домам. Но, как показало даже общение с горожанами во время избирательной кампании 2014 года, проблема есть и она достаточно остра. В результате были даны поручения при разработке бюджета учитывать финансирование по этому направлению. И при разработке бюджета на 2016 год наш комитет внес предложение выделить в бюджете по целевой статье «капитальный ремонт и ремонт проездов к многоквартирным жилым домам» 40 миллионов рублей. Управление благоустройства в течение этого года выполнит работы по 32 объектам.

     В прошлом году в числе внесенных в бюджет были, например, полностью учтены две поправки, инициированные депутатами-членами комитета по социальным вопросам и затем прошедшие обсуждение в бюджетном комитете. Одна из них касалась финансирования и содержания подросткового клуба «Авиатор» и была включена в бюджет.

      Программный метод бюджетирования сегодня обязателен для всей России. Практика его применения показывает, что он себя оправдывает, потому что в программы закладывается, по большому счету, стратегия развития территории – будь то город, край или вся страна. Он позволяет более рационально распоряжаться финансами, концентрировать средства в наиболее востребованных населением отраслях.

     Итоги прошлого года по реализации муниципальных программ показывают, что общий процент их исполнения составил 99, 65 процента.

      - Непростая экономическая ситуация не заставила «урезать» финансирование по муниципальным программам?

     - Давайте смотреть цифры. Допустим, программа «Развитие культуры в городском округе город Хабаровск на 2014-2018 г.г.» Ее выполнение в 2015 году обсчитано до копейки и составило 99, 86 процента. Или программа «Сохранение и укрепление здоровья населения на 2015-2020 г.г.»: исполнение – 99,59 процента. Еще одна социально значимая программа «Развитие и поддержка садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан на 2014-2010 г.г.»: профинансирована на 100 процентов. «Обеспечение качества и доступности образования по городу Хабаровску на 2014-2020 г.г.» - исполнено в прошлом году на 99, 99 процента. А в первом квартале уже нынешнего года исполнение финансовых обязательств по этой программе - стопроцентное. Убедительно?

      - А обращения граждан в ваш комитет случаются?

     - Конечно. И по вопросам распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и арендных отношений, и по проблемам поддержки малого и среднего предпринимательства, и по развитию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и многие другие. Порой мы рассматриваем их совместно с другими комитетами – как, например, проблемы ценообразования в торговой сети. Стараемся урегулировать поступающие вопросы во взаимодействии с ответственными структурами в администрации города.

     Сегодня очень актуальная тема – расходование жителями средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Город участвует в этой краевой программе. Мы даже провели совместное заседание нашего комитета с коллегами из комитета по городскому хозяйству – рассматривали вопрос формирования и исполнения программы капремонта и использования при этом средств населения.

    Обратная связь налажена: это и обращения к конкретным депутатам, и выступления через «открытый микрофон», которым во время заседаний думы может воспользоваться любой хабаровчанин. Потом эти вопросы прорабатываются на комитете, бывает, что, в зависимости от значимости, затем их вносят и в повестку дня заседаний думы, а потом, в соответствии с рекомендациями депутатов, их направляют в соответствующие структуры и ведомства для решения по существу.

     Когда обращение сделано публично, это заставляет органы власти еще более внимательно следить за тем, как с этим обращением работают, как обозначенная проблема соотносится с ходом выполнения той или иной программы, насколько системный характер носит, и даже оперативно какие-то направления программ корректировать. Вот так жители реально могут влиять на процесс развития города. И хотя далеко не всякий вопрос можно «снять» с повестки дня быстро, путем вот такого обсуждения с участием хабаровчан создается более рациональный механизм решения задач.

         - Какие задачи будут для вашего комитета наиболее приоритетными во втором полугодии?

     - В прошедшем полугодии мы в основном рассматривали ход выполнения муниципальных программ, вопросы использования муниципального имущества, анализировали то, как обеспечиваются горожане сельхозпродукцией (в том числе и организацию работы ярмарок выходного дня), и принимали соответствующие решения. Естественно, держали на контроле вопросы исполнения расходов и доходов бюджета, процессы взаимодействия с бизнесом (кстати, совместно советом по предпринимательству при мэре города наш комитет подготовил документ о взаимодействии по особо значимым направлениям с бизнес-сообществом, который был подписан на заседании думы).

      Мы выезжали с депутатами на городские предприятия, чтобы лучше ориентироваться в их экономических возможностях.   Порадовал, например, «Дальхимфарм: современное производство, качественное сырье, серьезные объемы продукции, сопоставимые с «доперестроечным» периодом.

    Во втором полугодии продолжится работа с муниципальными программами и с сентября начнется очень важный период – формирование бюджета на 2017 год. Наши депутаты очень внимательно изучают бюджетные процессы, чтобы главный финансовый документ города на будущий год был хорошо сбалансирован, обеспечивал развитие по всем принятым приоритетным направлениям, а главное – отвечал интересам жителей Хабаровска.


Практика

                               С заботой и вниманием к молодежи

         У депутата Александра Мшвилдадзе, наверное, не самый обычный округ, его можно назвать супер-молодежным: как-никак здесь сосредоточены два вуза и пять средних специальных учебных заведений. Это, безусловно, сказывается на том, как расставляет он акценты в своей депутатской работе:

     - Много обращений идет именно от молодых избирателей, - говорит Александр Регинович. - Мы понимаем, что молодежь – социально уязвимая группа. У ребят возникает много вопросов, в решении которых им нужно оказать содействие. Это может касаться получения пособий, жилищные проблемы, юридическая помощь и иные виды поддержки. Но, безусловно, молодежь обращается не только за помощью. Это инициативные люди, у них много энергии, они хотят реализоваться, что свойственно их возрасту. Поэтому поступают предложения с инициативами по инновационным, социальным, волонтерским и другим проектам. Мне как проректору по воспитательной работе и социальным вопросам Тихоокеанского государственного университета, который по определению занимается молодежными делами, это очень интересно.

      - Вы избраны в городскую думу в сентябре 2014 года. За это время изменился ли «проблемный фон», с которым вам приходится работать?

    - Безусловно, у каждого периода свой социальный контекст. Круг вопросов, который обсуждается и решается, постоянно меняется. Хочу отметить, что, несмотря на то, что экономическая ситуация сегодня сложная, качество социальной защиты ощутимо улучшилось. Прежде всего, много сделано на государственном уровне. Молодежь нуждается в особой поддержке: у молодых людей, как правило, еще нет стабильных источников дохода, возможности трудоустройства тоже ограничены. Но сейчас, даже в условиях кризиса, заметна хорошая тенденция: работодатели готовы сотрудничать со студенческими трудовыми отрядами, с удовольствием принимают студентов на условиях временной занятости.   

     Но, конечно, есть необходимость помогать в каких-то житейских вопросах: бывает, человек не может получить стипендию, потому что кто-то не дает ему необходимую справку, или возникают сложности с какими-то иными социальными льготами. Этим мне приходится заниматься по роду своей профессии. Но опыт проректорской работы весьма полезен для депутатской деятельности.

     На заседаниях комитета по социальным вопросам, членом которого я являюсь, достаточно часто есть повод ссылаться на проректорскую практику, ведь мы часто обсуждаем вопросы, связанные с медицинским обеспечением, доступностью физкультурно-оздоровительных услуг, обеспечением качественным питанием обучающихся. Эти проблемы мне понятны, есть опыт их решения, который применим и в общегородском масштабе, ведь наш университет – это, по сути, город в городе.

      Но при этом наши студенты – тоже хабаровчане, они активные члены городского сообщества. Мы очень заинтересованы, чтобы в районе университета была культурная, развивающая среда. Для нас, как и для всего района, очень значимым стало создание парка «Северный». Кстати, над его проектом работала группа преподавателей и студентов факультета архитектуры и дизайна ТОГУ, были учтены наши предложения по развитию парковой зоны.

      По этим вопросам сегодня осуществляется комплексное взаимодействие университета и администрации города. К примеру, студенческие волонтерские отряды занимаются уборкой территории парка, наши творческие коллективы часто устраивают там концерты для отдыхающих, кафедра садового и лесопаркового хозяйства дает профессиональные рекомендации по поводу озеленения и режима ухода за насаждениями. При этом вот такими совместными усилиями решается большая задача, стоящая перед муниципалитетом, - создание комфортной среды для горожан.

      - Всё это имеет близкое отношение, в том числе, и к муниципальной целевой программе «Молодежь Хабаровска»?

     - Несомненно! Университет очень тесно сотрудничает с управлением по молодежной политике администрации города, мы реализуем немало совместных проектов. В городской молодежной политике очень правильно расставлены акценты. Очень большое внимание уделяется патриотическому воспитанию – это особенно важно, потому что молодежь находится в зоне особого риска в смысле втягивания в какие-то деструктивные, экстремистские организации.

    Поощряется и экономическая активность молодежи, молодым важно давать чувствовать, что они умные, сами могут быть хозяевами своей судьбы, создавать успешные проекты и не только удачно трудоустраиваться, но и даже становиться работодателями. В городе немало и образовательных проектов, направленных на формирование лидеров молодежного движения, – и в этом цели вуза и города тоже совпадают. Депутатский статус дает мне больше площадок для общения, чтобы с учетом имеющегося опыта продвигать решение вопросов, волнующих молодежь.

    Кстати, моими помощниками работают как раз молодые активные ребята: Никита Яровенко - он до недавнего времени был председателем Молодежной палаты при городской думе, а сейчас возглавляет отделение «Молодой гвардии», и Евгения Плоцкая, председатель профсоюзной организации ТОГУ.

     - Но на вашем округе живут не только юные избиратели. С чем к вам обращаются более взрослые хабаровчане?

    - Это традиционные проблемы ЖКХ, благоустройства. К примеру, совсем недавно ко мне обратилась жительница с улицы имени Профессора Даниловского Галина Сергеевна Маркова, этот неравнодушный человек возглавляет инициативную группу хабаровчан, проживающие в домах 18,18а,18б, которых волнует вопрос безопасности людей.

Дело в том, что вдоль торцевой части домов проходит тротуар в направлении автобусной остановки, к экономической гимназии через бордюр идет подъездная дорога, которая заканчивается у ворот школы и не является проездной. Жители отмечают, что при подъезде к школе абсолютно хаотичное движение, так как машины заезжают в тупик к самым ее воротам, в это же время пешеходы массово идут к остановке, а машины, не имея возможности манёвра, создают угрозу наезда на людей. Да еще фонари не работают более 2-х лет. Жители просят установить знак, запрещающий въезд в тупик перед школой, установить блоки, ограничивающие въезд на тротуар, и наладить освещение. Этот вопрос я поднял в думе на заседании бюджетного комитета, его решение не требует больших затрат, меня поддержал председатель комитета Валерий Павлович Казаченко. Вопрос взят на контроль, и надеюсь, что до начала нового учебного года он будет урегулирован.

   В этом я и вижу одно из предназначений депутата – работать с такими проблемами, необходимость решения которых вроде бы всем очевидна, но в силу неверно расставленных приоритетов некоторыми службами или несогласованности в их действиях не решаются. Порой нужны не столько серьезные капиталовложения, сколько внимательное отношение, и депутаты в этих случаях как раз и могут «замкнуть» на себя различные организации, стать связующим звеном между ними. И когда среди наших избирателей находятся по-настоящему активные, неравнодушные люди, многие проблемы решаются быстрее, и в целом городские программы работают эффективнее. По счастью, таких людей становится больше.


                                                              Первый опыт

                        Сгруппироваться для эффективной работы

      Работа территориальных депутатских групп – явление для хабаровского местного самоуправления новое: такие объединения депутатов появились в городе в этом году.

    - Этот проект – новшество не только для нашего города, он – первый в России, – подчеркивает депутат Константин Юров, который возглавил депутатскую группу в Краснофлотском районе Хабаровска. - Сделано это, прежде всего, для улучшения взаимодействия депутатов городской и Законодательной дум с органами местной власти – комитетами по управлению районами, с общественными организациями, с жителями.

     Новое нередко является хорошо забытым, но модернизированным с точки зрения современных реалий старым. Некую аналогию с нашими депутатскими группами можно найти в советском прошлом. Была тогда такая практика, когда создавались депутатские объединения на территории домоуправлений, по улицам, кварталам, микрорайонам. Большое распространение в то время получила такая форма деятельности депутатов, как депутатские посты. Они устанавливались, например, на строительстве школ, клубов, коммунально-бытовых учреждений. Это был такой общественный способ контроля, чтобы не допустить срыва планов строительства, добиться сдачи объектов в срок.

     Сегодня мы тоже держим на контроле особо значимые для людей объекты. Но главное все-таки видим в другом. Наши современные депутатские группы призваны, в первую очередь, обеспечить координацию работы депутатов среди жителей района, координацию их взаимодействия с администрацией района и города, а также с их различными структурными подразделениями по благоустройству, в сфере ЖКХ, физической культуры, образования и других.

     У каждого из нас, депутатов, в избирательном округе есть либо мощное промышленное предприятие, либо крупное образовательное или иное учреждение социальной сферы, существуют общественные объединения граждан. Как правило, эти коллективы являются носителями важной для народных избранников информации о проблемах того или иного микрорайона, о потребностях живущих тут людей. Но владеть каждому депутату «в одиночку» этими знаниями – нерационально: сложно ориентироваться в том, что из задач, обозначенных твоими избирателями, является приоритетным с позиций общерайонных, общегородских интересов.

        Для каждого депутата (а для тех, кто избран впервые. – особенно) очень важно установить тесный контакт с коллегами, которые представляют интересы населения его района в других, выше- или нижестоящих законодательных и представительных органах. Ведь решать большинство проблем, воплощать в жизнь предложения избирателей сообща – намного эффективнее. Да, каждый из нас отстаивает интересы своих избирателей, но район-то у нас общий, и для того, чтобы выигрывал район в целом и все его жители, не нужна конкуренция депутатов друг с другом депутатами, не нужно «перетаскивать одеяло на себя».

       Нужно умение видеть задачи, поставленные твоими избирателями, в контексте общерайонных, общегородских. Когда мы объединены в группу, мы четче понимаем, какие вопросы для нашего района нужно ставить во главу угла. Пусть это будет, к примеру, хорошо оборудованная спортивная площадка, которую пока нет возможности иметь в каждом микрорайоне, но общую, доступную для всех его жителей, построить можно. Подобный подход имеет большое значение при формировании бюджета города.    

     Возможность работать всей депутатской группой очень важна для того, чтобы добиться выполнения того или иного наказа избирателей, - ведь нередко он касается общих интересов избирателей, живущих на территории района. Сейчас, например, мы всей депутатской группой совместно с комитетом по управлению. Краснофлотским районом решаем значимую задачу – возрождаем парк Дома офицеров флота, это востребованное место отдыха для жителей Базы КАФ, хабаровчане настаивают на необходимости привести его в порядок. Работы по благоустройству парка уже начались, комитет по управлению Краснофлотским районом подбирает инвесторов для продолжения реконструкции этой территории. В наших совместных с коллегами по группе планах – определиться с приоритетами в ремонте дорог района, чтобы и в этом вопросе у нас было поступательное движение.

      Несмотря на пока еще малый срок работы, территориальные депутатские группы уже убеждают в своей эффективности. К примеру, еще совсем недавно мы порой дублировали друг друга, обращаясь к главе района по вопросу, который одинаково значим для всех его жителей. Сегодня этого легко избежать: собираясь группой, привлекая для обсуждения злободневных вопросов представителей общественности, мы сообща определяем приоритеты, решаем, как более рационально распорядиться бюджетными средствами при исполнении наказов. И хотя одновременно всех задач решить нельзя, мы, услышав и проанализировав доводы друг друга и наших избирателей, можем определить, какой может быть очередность при решении проблем.

      В свою очередь, если у главы района появляются вопросы и предложения к депутатам, ему бывает достаточно пообщаться только с руководителем территориальной группы, который имеет полное представление о возможностях и потребностях своих коллег. Мы обмениваемся опытом друг с другом, делимся наработками.     

     Есть и еще одна задача, решать которую призваны депутатские группы. Речь – о некой отчужденности, которая иногда еще ощущается между депутатским корпусом и избирателями: вроде как выборы состоялись, наказы даны – работайте, депутаты, дальше сами. Но сила самоуправления – как раз в объединении наших с жителями действий. У территориальной группы больше, чем у отдельного депутата, значимой информации для людей, больше возможностей для содержательного и перспективного диалога с ними, больше выходов на различные властные структуры. Наши избиратели, думаю, уже успели это оценить.

    Территориальные депутатские группы совместно с главами районов сегодня начинают определять наиболее приоритетные проблемы, форму и размер финансирования для решения проблем, продвигать эти идеи в органы власти. Как считает председатель хабаровской городской думы Сергей Николаевич Савков, и с ним трудно не согласиться, так мы добьемся большего, а хабаровчане поймут, что они могут эффективнее использовать ресурс представительных органов.


Возврат к списку