"Хабаровская городская Дума. Главная задача - эффективная организация городской жизнедеятельности".

"Хабаровская городская Дума. Главная задача - эффективная организация городской жизнедеятельности".

21.04.2016

                        21 апреля - День местного самоуправления

        Главная задача - эффективная организация городской жизнедеятельности.

Сергей Савков, председатель Хабаровской городской думы: - День местного самоуправления учрежден 10 июня 2012 года президентским Указом «в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества». Ресурс этого института нацелен на решение проблем жителей города, он является связующим звеном между государством и его гражданами. Поэтому государство придаёт местному самоуправлению большое значение, ведь именно на местах вершится масса дел, необходимых для улучшения жизни населения.

      Местное самоуправление в современной России - и, естественно, в Хабаровске - фактически стало развиваться с 1994 года, именно в этом году 13 марта была избрана первая в новейшей российской истории Хабаровская городская Дума. И сегодня, оценивая достигнутое с позиций двадцатилетней истории, вспоминая, с чего начинали и какой опыт приобрели, можем сказать, что местное самоуправление - это уже давно не эксперимент, это уже полноценно живущий и работающий организм, чутко откликающийся на политические и экономические явления и события и постоянно совершенствующийся.

      К нынешнему времени и Федеральный закон 131ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ», и сама модель местного самоуправления претерпели существенные изменения. Но представляется особенно важным, что в городском округе Хабаровск сохранена модель всенародных выборов мэра города.

       Самоуправление в краевом центре имеет уже богатый опыт, хорошие традиции и наработки. Последние три созыва подряд городская дума и руководство города работают в эффективном взаимодействии, направляя взаимные усилия на пополнение бюджета, определение приоритетов и неотложных нужд, которые финансируются из городской казны. Депутаты, которым земляки доверили представлять свои интересы, совместно с администрацией города определяют, как распорядиться имеющимися средствами, сколько направить на ремонт тех или иных дворовых территорий, какие работы. в соответствии с обращениями и наказами избирателей, исполнять в первую очередь, и, конечно, контролируют ход реализации проектов, определенных муниципальными программами, финансируемыми из городского бюджета.

       По всем программам и проектам, которые утверждаются администрацией города, в комитетах думы ведется постоянная аналитическая работа, думские комитеты сегодня достаточно компетентны в вопросах своего ведения, их руководители хорошо разбираются в степени остроты существующих проблем, в путях поиска наиболее эффективного способа их решений. Этот наработанный потенциал свидетельствует о том, что реформа местного самоуправления не зашла в тупик, не потребовала вертикального администрирования, а развивается в интересах города. Сегодня она идет в направлении оперативного решения проблем территорий городских районов.   

      Именно с целью сделать эту работу более эффективной Хабаровская городская дума приняла решение и, в соответствии с ним, создала территориальные депутатские группы. Городские депутаты, войдя в такие группы, объединили усилия с краевыми парламентариями, представляющими в Законодательной думе Хабаровского края наш город. А население получило возможность более оперативно и предметно участвовать в решении проблем жителей городских районов.

        Все последние 15 лет бюджет нашего города традиционно был и остается социально ориентированным на уровне 65%. Эффективно осваивать имеющие средства на эти цели удается, в том числе, и благодаря взаимодействию с различными структурами и ведомствами. Начиная с 2000 года, в городе осуществляется и постоянно совершенствуется взаимодействие с инвесторами, оно переросло в муниципально-частное партнерство. Развивается взаимодействие с УВД по г.Хабаровску по программе «Безопасный город», что позволяет поддерживать правопорядок и не допускать потерь от вандализма и иных нарушений законности, сохранять городское имущество.

     Но чтобы результаты становились более ощутимыми, сами горожане должны быть более активны в вопросах самоуправления. Да, у нас развита сеть общественных организаций и объединений, которые предлагают инициативы, проекты и участвуют в их реализации. Однако более 2/3 хабаровчан по инерции ждут, что их жилищно-коммунальные проблемы решит мэр или его помощники.

       Необходимо, чтобы ко всем пришло понимание, что в развитие таких форм, как ТСЖ, домовые комитеты, с помощью которых и при взаимодействии собственников жилья возможно оперативно решать многие проблемы, касаются ли они возможностей использования нежилых помещений в многоквартирных домах или организации парковочных мест во дворах и другого использования принадлежащей людям земли. Для развития такой формы местного самоуправления еще многое предстоит сделать. И убедительными аргументами в ее пользу могут служить те достижения при решении вопросов местного значения, которых добились активные горожане.

       Кстати, именно неравнодушные горожане участвуют и в обсуждении принципиально значимых, приоритетных для социально-экономического развития города вопросов, поднимаемых на заседаниях думы, - касается ли это проблемы импортозамещения, ускорения процесса передачи земли или более эффективного владения имуществом.

       Город приводит в порядок принадлежащую ему землю. Он сохранил муниципальное имущество и рачительно, законно его использует, что подтверждается всеми проверками. Всё это помогает заинтересовывать и привлекать инвесторов - тех, от кого сегодня в значительной степени зависит поступление средств в бюджет. Напомню, что исторический перелом в отношении доверия к администрации случился в начале 2000-х годов: тогда инвесторы поверили руководству города и включились в созидательную работу. И от этого город, конечно, выиграл - мы видим это сегодня в реализованных проектах реконструированных кинотеатров, построенных торгово-развлекательных центров, в развитии полюбившихся хабаровчанам городских парков, в строительстве жилья и других объектов. И сегодня городская казна пополняется благодаря тому, что люди верят в сотрудничество, участвуют в развитии города и получают результат: их финансы успешно работают на родной Хабаровск.

       По всем вопросам развития городской жизнедеятельности дума договорилась о взаимодействии и подписала Соглашения с городским советом ветеранов и советом предпринимателей, профсоюзами, развивает отношения с Ассоциацией городов Сибири и Дальнего Востока. Мы сотрудничаем с парламентами городов-побратимов Ниигатой и Пучоном. Общей целью этих соглашений является улучшение жизни в наших городах.

         Взаимодействие с контрольно-счетной палатой помогает нам держать руку на пульсе и всегда быть в курсе расходования бюджетных средств и эффективности реализации принятых программ.

        Вместе с тем предстоит продолжать серьезную работу, направленную на обеспечение более полных налоговых поступлений. Речь - о проблеме нелегальных перевозчиков, торговцев, иных представителей «теневого» бизнеса. Эти так называемые «предприниматели» активно эксплуатируют городскую инфраструктуру, сетевое хозяйство, при этом не платя налогов.

         Когда мы говорим о необходимости формирования сознания людей, мы понимаем: начинать надо как можно раньше. Элементы знания о возможностях местного самоуправления необходимо получать уже с детства. Дума активно участвует в этом процессе: связь с учебными заведениями обеспечивает молодежная палата, служа своеобразным «ретранслятором» вопросов, волнующих молодежь. При городском депутатском центре заработала Школа будущего депутата, депутаты думы проводят занятия в Школе грамотного потребителя. Радует, что всё это популярно у молодых людей. Значит, у нашего самоуправления хорошее будущее, большие перспективы.

Историческая справка: Датой праздника «День местного самоуправления» установлено 21 апреля — в этот день (по старому стилю) в 1785 году за подписью Екатерины II была издана «Жалованная грамота городам». Документ положил начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении. «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» (таково ее полное название) состояла из Манифеста, 16 разделов и 178 статей. При его подготовке были использованы материалы уложенной комиссии, Цеховой устав, Устав благочиния, Учреждение для управления губернией, а также образцы зарубежных документов — шведский Цеховой устав и прусский Ремесленный устав.

      Жалованная грамота закрепила за населением городов единый сословный статус вне зависимости от профессиональных занятий.

Дальнейшее развитие местного самоуправления было связано с земской и городской реформами Александра II. Положение о земских учреждениях 1864 года ввело выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Органами городского самоуправления с 1870 года стали городские думы и управы. Однако уже при Александре III органы местного самоуправления попали под контроль правительственных чиновников. После революции 1917 года идея самоуправления была забыта — вплоть до конца 1980-х годов, когда в стране началась реформа государственной власти. Конституция РФ, принятая в 1993 году, закрепила самостоятельность местного самоуправления. Его реформирование и развитие продолжается.


                                                   Практика

         От имени и по поручению горожан

Широкий круг вопросов - от межмуниципального и международного сотрудничества до мобилизационной подготовки муниципальных предприятий и учреждений - входит в ведение профильного думского комитета по местному самоуправлению. В комитете, который возглавляет Сергей Ганичев, - девять депутатов, треть из них впервые получили мандаты в нынешнем, VI созыве.

- Работа нашего комитета в 2015 году строилась   в соответствии со 131 Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и регламентом Хабаровской городской думы, - говорит Сергей Ганичев. – Мы с коллегами провели 17заседаний комитета (в том числе 6 внеочередных), принимали участие в совместных заседаниях комитетов думы, организовали 3 выездных мероприятия. Члены комитета – активные участники публичных слушаний, «круглых столов» За год нами рассмотрено 52 вопроса, 29 из которых были вынесены на обсуждения думы.

            По важнейшим темам, проблемным вопросам, муниципальным программам, выполнение которых стоит на контроле у комитета по местному самоуправлению, члены комитета своевременно информируются. Мы стараемся быть в курсе того, как идет реализация муниципальных программ. К примеру, в 2015 году мы изучили ход выполнения четырех из них - «Информационный город», «Защита населения и территории от ЧС», «Развитие муниципальной службы», «Развитие международных связей». Кроме того, мы обсудили концепцию и поддержали разработку муниципальной программы «Развитие межнациональных и межэтнических отношений в городе Хабаровске».

     Предметом обсуждения на комитете был отчет о деятельности общественной молодежной палаты, мы говорили с ее активистами о дальнейших приоритетах и перспективах, формах совместной работы.

       В рамках работы комитета за истекший период наиболее значимым событием стало создание территориальных депутатских групп и депутатского центра. Образование депутатских групп в современных условиях диктуется необходимостью объединения усилий депутатов для решения сложных вопросов, возникающих в избирательных округах, для усиления связи депутатов с избирателями и общественными организациями. Такое объединение в более тесной связке с комитетами по управлению округами будет способствовать выработке единой позиции по приоритетным вопросам и более быстрому и эффективному их решению.

         Для совершенствования работы с гражданами и координации деятельности территориальных депутатских групп был создан Хабаровский городской депутатский центр. Идея организации такого центра хороша тем, что городские депутаты во взаимодействии с депутатами Законодательной думы Хабаровского края, избранными от Хабаровска, могут объединить усилия для решения проблем хабаровчан. Депутатский центр стал площадкой для проведения конференций, круглых столов по актуальным проблемам, организации других дискуссионных форматов, он позволил вовлечь в работу с горожанами молодежь.Причем, речь - не только о членах общественной молодежной палаты. А в результате в городе всё заметнее появление молодежи, политически активной, имеющей верные жизненные приоритеты и ориентиры. Тех ребят, которым в недалеком будущем и предстоит вершить городское самоуправление. Одним из таких примеров является создание на базе центра «Школы будущего депутата», которая с каждым днем набирает популярность.

       Эту новую форму работы депутатов – в территориальных депутатских группах, а также деятельность депутатского центра думы – мы активно обсуждаем на заседаниях комитета. Рассмотрение первых итогов работы помогает нам не столько выявить фаворита, сколько, пользуясь накопленным опытом, выстроить оптимальную модель для дальнейшей совместной деятельности.

      В 2015 году для содействия активизации международных и внешнеэкономических связей Хабаровска при городской думе было создано общество Дружбы, определен состав и утверждено положение о его работе.

Наши депутаты оперативно откликаются на самые злободневные проблемы. К примеру, по инициативе комитета был подготовлен и проведён депутатский час «Лицензирование управляющих компаний: критерии отбора, итоги лицензирования, проблемы и пути решения» с участием краевых парламентариев, членов правительства Хабаровского края, некоммерческого партнерства «ЖКХ групп», а также председателей управляющих компаний и руководителей структурных подразделений администрации города.

Хорошую почву для анализа проблемных вопросов и последующего поиска решений дают выезды депутатов в различные организации и на предприятия города. В частности, побывав в городском центре по организации досуга детей и молодежи, депутаты увидели проблемы, стоящие перед центром: недостаток финансирования, нехватка специалистов. Результатом стала выработка стратегии дальнейшего усовершенствования работы с молодежью: оказание содействия в укреплении материально-технической базы молодежных патриотических клубов, разработка городской программы по противодействию экстремизму, проведение «круглых столов» по вопросу взаимодействия молодежных объединений города с привлечением неформальных объединений.

      Выехав в Городской центр международного сотрудничества, депутаты получили предметное представление о проблемах этого муниципального предприятия: низкая рентабельность, отсутствие стабильных заказов. Узнали позицию руководителя предприятия и выработали собственную точку зрения, основанную на анализе предоставленной информации и на увиденном лично. Вопрос о целесообразности существования МУПа, возможности его оздоровления будет обсуждаться в дальнейшем на комитете с участием администрации города.

        Работа с обращениями избирателей - одно из важнейших направлений в нашей деятельности. В 2015 году перед депутатами городской думы стоял ряд важных задач, и главным среди них было выполнение предложений, поступивших в ходе избирательной кампании 2014 года. Проведены отчеты депутатов на округах перед своими избирателями и многое другое.

       Сделано немало, но впереди еще много нерешенных проблем и стоящих задач, направленных на улучшение уровня жизни наших горожан. Продолжается поиск новых форм депутатской работы, впереди – новые встречи с жителями Хабаровска, совместное обсуждение с ними городских проблем, поиск путей их решения.


                                                                                Больной вопрос

                         И всё вокруг – военное? И всё вокруг – ничьё?

        Вопрос, который подняла на мартовском выездном заседании Хабаровской городской думы в Железнодорожном районе Ольга Кодина, депутат по избирательному округу № 3, - из разряда если не вечных, то, как минимум, «долгоиграющих». О нём говорят уже не одно десятилетие, однако решения как не было, так и нет. При этом проблема становится все более актуальной. Речь идёт о землях, которые находятся на балансе министерства обороны Российской Федерации:

     - Таких территорий в Хабаровске немало, но мне как депутату, представляющему Железнодорожный район, особенно заметна проблема именно этой части города. Это просто громадные площади: микрорайон ДОСов, правая сторона от Восточного шоссе до улицы Промышленной, вся улица Шкотова, где стоят заброшенные воинские части, до торговой базы на улице Зелёной. Сюда же попадают территория от улицы Лазо до улицы Ухтомской, заброшенные склады на Карла Маркса, а это уже практически центр города.

     Обычному хабаровчанину совершенно не важно, на чьём балансе находится та или иная территория, тот или иной клочок земли. Да это и не должно его интересовать. Но ведь мы говорим о Хабаровске как о городе, в котором хочется жить, как о городе, который несколько раз признавался самым благоустроенным в России. А вместе с тем огромные территории, брошенные военными и никому не переданные, зарастают травой, санитарная очистка этих мест не проводится, зачастую там возникают стихийные свалки, появляются и поселяются лица без определённого места жительства. Это вызывает понятное неудовольствие горожан, их закономерные вопросы – куда, мол, смотрит, администрация? Однако сложность в том, что в благоустройство этих не принадлежащих городу территорий администрация Хабаровска вкладывать средства не имеет права.

       Вторая проблема, которая становится всё более острой, по сути, является продолжением первой. Жилые дома, построенные на территориях, принадлежащих военному ведомству, в соответствии с законодательством были переданы муниципалитету. Но вот ведь парадокс: жилищный фонд - у муниципалитета, а инженерные сети и инфраструктура как были, так и остались в собственности министерства обороны. Применительно к нашим хабаровским домам – речь идет об управляющей компании «Славянка», которая раньше занималась этим жилищным фондом. Именно она должна осуществлять функции по санитарному обслуживанию, содержанию и ремонту (в том числе капитальному) дворовых территорий, дорог, инженерных сетей.

      Но «заподозрить» «Славянку» в том, что она уделяла всему этому хозяйству внимание, просто невозможно. Инженерные сети злополучных домов находятся не просто в плохом состоянии – их можно признать аварийными. И месяца не проходит, чтобы подвалы домов не затапливались канализационными стоками - порой такие потопы длятся до трёх месяцев! Чем это опасно для дома – понятно даже неспециалистам: фундаменты зданий и плиты перекрытия подвального помещения еще быстрее и сильнее разрушаются. Стены первого этажа в подъездах в постоянной сырости и плесени.

     Выйдите из такого дома – и там обстановка далека от комфортной: на части дорог и тротуаров отсутствует освещение, санитарная обрезка деревьев не ведется, ремонт дорог, тротуаров и проездов не производится. Микрорайону давно требуется замена сетей водоотведения, тепла и водоснабжения.

       Отсутствие прав на землю делает невозможным санитарное обслуживание, содержание и ремонт территории силами города. Принадлежность инженерных сетей министерству обороны также делает невозможным их обслуживание, содержание и ремонт за счет городского бюджета. Не имея возможности получить юридические права на придомовую и дворовую территории, собственники жилья в многоквартирных домах, тем не менее, вынуждены оплачивать санитарное обслуживание, техническое содержание и ремонт данных территорий, хотя это входит в обязанности балансодержателя, т.е. министерства обороны..

       Пресловутый земельный вопрос, к сожалению, приводит и к возникновению других проблем, осложняющих жизнь горожан. Гаражи и киоски в нашем районе устанавливаются совершенно бесконтрольно, торговля летом идет, где кому и как пожелается. Полный хаос! Это с одной стороны.

     Но посмотрим на ситуацию по-другому. Допустим, человек решил заняться предпринимательством и на вполне законных основаниях хочет получить землю под некапитальные постройки. Но ведь это невозможно: город-то к этой земле никакого отношения не имеет! Кто же должен давать необходимые разрешения - не понятно. А в результате – не просто изуродованное «лицо» района, но и явные потери бюджета, который лишен соответствующих налоговых поступлений. И это - в не самые простые для городской экономики времена.

     Не легче и тем, у кого бизнес чуть крупнее и строения - капитальные. Много лет люди не то что не хотели. - они не знали, куда платить налог на землю: с их слов, хождения по всевозможным инстанциям были безрезультатны. Но в конце прошлого года управление имущественных отношений МО РФ каким-то волшебным образом про них вспомнило и начало подавать в суды, угрожая огромными штрафами. В результате – ничего хорошего: под угрозой оказался и сам бизнес, и те рабочие места, которые он обеспечивал. Последствия возможны самые негативные: налоговая база (в том числе и по подоходному налогу) может сократиться, количество безработных может увеличиться. В этой ситуации выигравших не будет: пострадают все.

          История с самовольно установленными гаражами тоже печальна. Ставят их где попало, в том числе и вплотную к теплотрассам, состояние которых порой далеко от идеального. Случись авария - устранить её в кратчайшие сроки будет просто невозможно, а значит, многие жители квартала ДОС на неопределённое время останутся без воды и отопления.

      На территории ДОС располагается недостроенный детский сад, принадлежащий министерству обороны. Он брошен, разрушается и создает угрозу обрушения перекрытий и стен. И если б только он! Таких строений масса… Понимаю и разделяю негодование моих избирателей. Но расстаться с землёй и поспособствовать решению проблем вышеуказанное ведомство не хочет…

       Активные жители микрорайона ведут сбор подписей о передаче земли в ведение города. Мне думается, что в желании решить проблему, мы – и жители, и депутаты города и края - должны объединиться.


                                                                Проблемы и решения

                    Приоритеты определены                              

Роман Синюков, депутат по избирательному округу № 2 : - Железнодорожный район и округ, который я представляю в думе уже третий созыв, становится год от года более благоустроенным: улучшается состояние дворов, подъездных дорог. Но, к сожалению, всё это происходит и делается, скорее, вопреки, чем благодаря. Причина всем известна: земля, на которой расположены ДОСы, принадлежит министерству обороны РФ. Мы с коллегой по городской думе Ольгой Кодиной и краевым депутатом Ириной Штепой неоднократно посылали письма в военное ведомство, но пока, к сожалению, наши обращения остаются без ответа. Общими усилиями нам удалось добиться смены управляющей компании «Славянка», мы надеялись, что за этим последуют и практические шаги. Но, по сути, дело ограничилось лишь сменой названия. Как и прежняя, нынешняя управляющая компания относится к министерству обороны и работает, увы, с «эффективностью» «Славянки».

      Мы склоняемся к тому, чтобы придать нашим действиям всё больше публичности. Очевидно, всё больше оснований для того, чтобы написать открытое письмо министру С. Шойгу. Предполагаю, что с подобной ситуацией сталкиваются и жители других населенных пунктов. К деятельности управляющих компаний министерства обороны у людей слишком много вопросов, этот бизнес непрозрачен, а значит, там нельзя полностью исключить коррупционную составляющую. Средства с граждан собираются - люди ведь оплачивают квитанции, но в дело не вкладываются. Жилой фонд и связанная с ним деятельность, по мнению наших депутатов, должна быть передана муниципалитету как несвойственная министерству обороны функция

      Однако и в этой ситуации люди предпринимают шаги, направленные на улучшение жизни в районе. Администрация города и жители домов благоустраивают дворы, используя такой механизм, как гранты – средства на благоустройство собираются на условиях софинансирования собственными деньгами жителей многоквартирных домов и бюджетом города. Это хороший пример взаимодействия муниципалитета с горожанами, но этого мало.

    Проблема – в невозможности системной работы. Ее отсутствие нынешней зимой привело канализационное хозяйство ДОСов к катастрофическому состоянию, чтобы не допустить затопления улиц стоками, глава района Е. Колосов боролся с ситуацией в «ручном режиме».

     В Железнодорожном районе около 3 тысяч гектаров принадлежат министерству обороны, при этом в основном эта земля никак не используется и занята заброшенными пустырями или полуразвалившимися складами. Хотя нередко – это высокодоходные зоны, потенциально они могли бы способствовать существенному пополнению городской казны.

     Во время мартовского выездного заседания в Железнодорожном районе мы еще раз убедились в его большом потенциале, здесь многое делается. Значительные инвестиции идут в аэропорт, очень динамично развивается предприятие хабаровского ТОСЭРа «Энергоимпульс». При этом существуют и серьезные проблемы. В частности, в южном промузле, по сути, нет дороги, нет газа, нет водопровода. Благодаря наличию на этой территории общежитий город обеспечил ее канализацией, в чем посодействовали и депутаты. Будем искать возможности в бюджете и для постепенного решения других острых вопросов. Как минимум, должна появиться дорога: из-за ее отсутствия на работу очень сложно попадать более чем полутора тысячам человек. Все эти проблемы мы стараемся решать в конструктивном диалоге с городской администрацией.

     И состоявшееся выездное заседание, и анализ поступающих ко мне обращений избирателей еще раз обозначили как приоритетные направления в работе решение «земельного» и коммунального вопросов с министерством обороны. С существующим положением дел мириться далее нельзя – это существенно ухудшает качество жизни в районе, тормозит развитие города. И, конечно, необходимо обратить более пристальное внимание на развитие инфраструктуры в южном промышленном узле. Тем более, что он тоже входит в ТОСЭР «Хабаровск», и здесь предполагается строительство новых эффективных предприятий. Очень радует активность руководства района, желание решать вопросы в тесном взаимодействии с предпринимательским сообществом и депутатским корпусом. Вместе нам многое удается.


Возврат к списку