"Бюджет Хабаровска утвержден. ожидается корректировка".

"Бюджет Хабаровска утвержден. ожидается корректировка".

18.12.2010

Николай Корниенко: Работа над бюджетом велась с начала года. Проводилась аналитическая работа, уже с лета делались конкретные  расчеты. Этим занимались все без исключения структурные подразделения мэрии. По регламенту принятию бюджета в первом чтении предшествовала работа нашего комитета, который рассмотрел и обсудил представленные мэром города соответствующие документы. Это предварительные итоги социально-экономического развития города за 2010 год и прогноз на перспективу,  концепция бюджета на 2011 год и основные направления бюджетной и налоговой политики, заключение экспертного совета, а также городской прокуратуры, которая рассматривает соответствие положений документа краевому и федеральному законодательству. Были проведены публичные слушания проекта бюджета, который публиковался для ознакомления в газете «Хабаровские вести». Комитет изучил представленные материалы,  одобрил их, депутаты приняли проект бюджета в первом чтении на заседании городской думы. Затем с учетом поступивших и одобренных поправок городская дума утвердила бюджет Хабаровска во втором чтении.
Основные параметры бюджета: доходная часть составит 10 миллиардов 381 миллион рублей, расходная – 10 миллиардов 994 миллиона. Дефицит запланирован в сумме 613 миллионов рублей. Межбюджетные трансферты в городскую казну – субсидии, субвенции и дотации – превысят 2,3 миллиарда  рублей. Дефицит бюджета будет покрываться за счет привлечения банковских кредитов, использования остатков бюджетных средств, других источников. При формировании доходов казны будут использоваться меры, направленные на увеличение налоговых и неналоговых поступлений, повышение эффективности управления муниципальной собственностью и её частичной приватизации, расширение налогооблагаемой базы за счет развития малого и среднего предпринимательства. Будут также предприняты меры по легализации доходов физических лиц.  В целом налог на доходы физических лиц даст бюджету 3 миллиарда 962 миллиона рублей. В виде арендной платы за пользование муниципальным имуществом поступят 740 миллионов.
Главный финансовый документ по-прежнему имеет социальную направленность. Финансовые средства пойдут на реализацию социальных программ, в том числе на выплату льгот и пособий. На социальную сферу приходится более 65 процентов затрат расходной части бюджета. В будущем году на финансирование муниципального образования  выделяется свыше  4,1 миллиарда рублей. Это 38 процентов от всей расходной части городской казны. 19 процентов расходов пойдут на  жилищно-коммунальное хозяйство. На долю муниципальной медицины приходится 13,1 процента расходов. Это – 1 миллиард 443 миллиона рублей. Значительные ресурсы предусмотрены на благоустройство, поддержку и развитие культуры, физкультуры и спорта.  
Известия ДВ: Николай Николаевич, в этом году процесс подготовки и принятия бюджета чем-то отличался от предыдущих лет?
Корниенко: Только в одном - лучше стали считать. В том смысле, что программ много, и каждую надо досконально просчитывать. А в принципе технология бюджетирования не изменилась - в её основу заложен программно-целевой принцип. В 2011 году будут реализовываться 35 городских программ различной направленности, в том числе и новых проектов. На плотную проработку этих вопросов ушло полгода. А в целом при планировании бюджета был выбран так называемый умеренно-оптимистический сценарий развития экономики. Мы основывались на прогнозах, которые «обещают» реальные улучшения в работе  обрабатывающих производств, строительного комплекса, транспорта и связи, в энергетике и торговле города. Один из индикаторов - привлеченные инвестиции. Так, по предварительным данным, в нынешнем году инвестиции  в основной капитал составят 37 миллиардов рублей, прогноз на будущий год - 42 миллиарда. Все более значительный вклад в экономику города вносит малый бизнес. Его доля «в обороте» - 38 процентов, в этой «нише» занято около 110 тысяч хабаровчан, что составляет почти 32 процента от всего экономически активного населения города.
Все более весомыми «игроками» в городской экономике, приносящими доходы в бюджет, становятся муниципальные предприятия. Общая сумма их активов достигла 15,5 миллиарда рублей, МУПы окажут в этом году услуг и выполнят работ более чем на 6 миллиардов. В будущем году они увеличат объемы производства работ, повысят рентабельность. Муниципальные предприятия развиваются, осуществляют новые проекты. Так, специалисты из Москвы по заказу МУП «Водоканал» Хабаровска начали проектирование второй очереди строительства и реконструкции очистных сооружений, что позволит  очищать все канализационные стоки города, тогда как сейчас почти треть их бегут прямиком в Амур. В начале 90-х годов к этой работе уже приступали, но из-за недостатка финансирования они были остановлены. С вводом второй очереди мощность предприятия, где очистка будет происходить с помощью ультрафиолетовых лучей, увеличиться в два раза, при этом современные энергосберегающие технологии вдвое снизят потребление энергии. Проект, который входит в федеральную программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, оценивается в 6 миллиардов рублей. После того как он пройдет государственную экспертизу, начнутся строительные работы. Проект осуществляется на условиях софинансирования с федеральным и краевым бюджетами.
Как уже знают многие хабаровчане, в городе реализуется ещё один большой проект - по утилизации мусора. Инвестиционная программа развития объектов утилизации и захоронения твердых бытовых отходов осуществляется поэтапно. Первая  мусороперегрузочная станция нового поколения уже построена. МПС «Северная» сооружена в Северном округе города, занимает 5 гектаров земли в районе ТЭЦ-3. Одновременно с ней заработает полигон по захоронению твердых бытовых отходов на 61-м километре автотрассы «Хабаровск - Находка», рассчитанный на 25 лет. Строительство станции началось в октябре прошлого года. Инвестором и генеральным подрядчиком выступила компания «Проинвест», которая приобретает оборудование и непосредственно занимается строительством. Все техника – американского и канадского производства. Это установки для прессовки мусора, которые могут работать при температуре до -40 градусов, механизмы для приемки и выгрузки, мусорные тягачи. На «Северной» смогут ежегодно прессовать 600 тысяч кубометров бытовых отходов. Здесь же будут вести сортировку мусора, отдельно вывозя на полигон бетонные, железные и деревянные изделия. До 2016 года предстоит построить еще две мусороперегрузочные станции - «Центральную» и «Южную». Этот проект – новый этап в сфере санитарной очистки и экологии города. Он не просто первый в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке. Ничего подобного до сих пор не было и в России. С пуском мусороперегрузочных станций и полигона отпадет необходимость в городской свалке в районе поселка Березовка - источника повышенной экологической опасности, в будущем году начнутся работы по ее рекультивации.
Следует отметить, что реализация этого важного для города экологического проекта ведется без финансовых «вливаний» из федерального и краевого бюджета. Только первая очередь оценивается в миллиард рублей. Эти деньги выделили частный инвестор, муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство по санитарной очистке города» и городской бюджет.
Утверждена ведомственная целевая программа по переводу на природный газ жилищного фонда города. Она продолжит уже действующую муниципальную программу. Часть жителей Южного округа города уже ощутила преимущества этого вида топлива на собственном кошельке: за сжиженный газ по нормативу горожане платят 210 рублей с человека, а за природный – 63 рубля. Только до конца нынешнего года природный газ придет уже более чем в 7,5 тысяч  квартир многоэтажек в Южном микрорайоне и в 384 частных дома Южного округа. Уже изготовлена схема газоснабжения города, проведены проектно-изыскательские работы. Программой, рассчитанной до 2013 года,  предусмотрено строительство распределительных газопроводов для газификации частных домовладений в районах «Пятая площадка» и поселок Красная Речка. Финансируют работы по газификации частного сектора и переводу многоквартирных домов на природный газ городской бюджет и предприятие «Хабаровсккрайгаз».  
Всего в бюджете 2011 года на капитальные вложения выделяется около полутора миллиардов рублей. Среди 26 объектов, вошедших в программу капстроительства и реконструкции, - стадионы, плавательные бассейны,  парковые зоны, культурно-развлекательные центры. Будет продолжена глобальная реконструкция бывшего дома культуры завода «Энергомаш». В здании, облицованном внутри гранитом и мрамором, разместятся зал для городских торжеств с концертной площадкой и молодежный центр. Планируем, что обновленный дворец культуры распахнет двери в день рождения Хабаровска. Также в следующем году начнется реконструкция особоохраняемых зон. Сразу три городских парка в разных округах изменят свой внешний вид, на эти цели в городской казне предусмотрено более 17 миллионов рублей. Еще 50 миллионов рублей будет израсходовано  на развитие физической культуры и спорта – в перечень вошли четыре объекта.
Хочу также отметить, что в Хабаровске утверждена целевая программа развития дошкольного образования на 2011-2013 годы. Она является продолжением ныне действующей программы и призвана увеличить охват детей дошкольным образованием. Сегодня в городе работают 103 дошкольных учреждения, в числе которых 83 муниципальных. Они рассчитаны на 13200 детей, но посещают их 16589. Это – 125 процентов норматива. С 2003 года мэрия и дума целенаправленно работают в этом направлении, увеличивая количество мест в детсадах за счет оптимизации и ввода новых детских садов. Тем не менее, проблема очередей сохраняется. На 1 июля места ждали 800 ребятишек в возрасте от 2 до 6 лет. Самое большое число очередников в новых микрорайонах – Энергомаш - Волочаевский городок, Флегонтова, Большая - Вяземская, - где жилые дома строились без учета необходимой социальной инфраструктуры. Программа предусматривает проведение ремонтных работ, переоснащение дошкольных учреждений необходимым инвентарем, а пищеблоков - современным технологическим оборудованием. Надо пополнять детсады спортивными комплексами и тренажерами залами. В новой целевой программе планируется оснащение  физкультурных залов современным оборудованием  в 45 дошкольных учреждениях. В двух детских садах намечено отремонтировать бассейны.  Я назвал только небольшую часть из того, что предстоит сделать. В целом на реализацию программы потребуется 195 миллионов рублей.
Известия ДВ: Вы упомянули о принципе софинансирования некоторых проектов, которые осуществляются в городе. Рассчитывать на финансовую помощь из «вышестоящих» бюджетов можно только в том случае, если муниципалитет готов вкладывать собственные средства?
Корниенко: Да, таков принцип. И  я считаю, что это правильно – у получателя финансовой помощи возникает другое отношение к деньгам, ведь там и его собственные деньги. А финансовая поддержка  из краевого и федерального бюджетов осуществляется через систему так называемых трансфертов.  На будущий год она составит  2,3 миллиарда рублей. В этой сумме есть и доля софинансирования городских проектов, с которыми нам удается вступить в соответствующие федеральные программы. Они касаются различных сфер экономики и социальной жизни, но принцип участия «железный» - софинансирование.  Деньги должны вложить в определенных пропорциях федеральная, региональная и местная казна. Хабаровск участвует во многих федеральных программах. Это и ремонт многоквартирного жилого фонда, расселение из аварийного жилья, строительство пешеходных переходов, спортивных сооружений.  А без софинансирования, без готовой проектно-сметной документации ни в одну федеральную программу вступить невозможно.
Например,  в будущем году Хабаровск получит 449 миллионов рублей  на строительство дорог. Эти средства выделены городу из федерального бюджета в рамках проекта «Новые дороги городов России», инициированного партией «Единая Россия».  15 процентов от этой суммы добавит муниципалитет, который этому направлению работы уделяется значительное внимание, ассигнования из городской казны постоянно растут.  В сравнении с 2000-м годом объем средств, вкладываемых в благоустройство и дорожное строительство, увеличился более чем в десять раз. С 2008 года ежегодно на эти цели расходуется более миллиарда рублей. А субсидии из федерального бюджета являются хорошим подспорьем. В прошлом году было получено 138 миллионов рублей, которые пошли на реконструкцию  улиц Карла Маркса и Промышленной. Под новую сумму, которая должна поступить уже весной, будет утвержден перечень дорог и дворовых территорий, где будут проводиться ремонтно-строительные работы.
Ещё одна федеральная программа, в которую на условиях софинансирования, я надеюсь, войдет в следующем году  наш город, - это строительство в Хабаровске новых детских садов на 800 мест. Сейчас такой вариант рассматривается. Это как раз то количество недостающих мест в дошкольных учреждениях, которые «образовались» в перечисленных мною новых городских микрорайонах. От города потребуется 15 процентов суммы капвложений. Так что уже в первой половине 2011 года вполне возможна корректировка муниципального бюджета. С учетом дополнительных доходов он будет увеличен. Будем изыскивать средства на софинансирование за счет оказания дополнительных услуг, приватизации муниципального имущества,   от аренды земли, земельного налога, продажи участков и от проведения аукционов на право заключения договоров на развитие застроенных территорий, а также сокращения расходов. В том числе - на муниципальные закупки. В прошлом году, например, городской бюджет сэкономил на размещении муниципальных заказов 380 миллионов рублей. Это без малого  10 процентов от 4-миллиардного объема закупок.
Известия ДВ: Достаточно серьезная цифра, чтобы говорить о совершенстве  действующего федерального закона о государственных закупках, регулирующего и размещение муниципальных заказов.
Корниенко: На практике этот закон бьет по городскому бюджету. Депутаты Хабаровской городской думы обратились с законодательной инициативой в краевую думу о внесении 17 поправок и изменений в Федеральный закон № 94-ФЗ, который определяет требования к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Этот законопроект предлагается внести на рассмотрение  Государственной думы РФ, чтобы устранить недоработки. Некоторые действующие положения этого документа уравнивают в правах добросовестных предпринимателей и фирмы-однодневки. Последние с легкостью предлагают бросовые цены, выигрывают по формальным основаниям аукционы и конкурсы. При этом качества и сроки выполнения заказа не гарантируют. Компании и индивидуальные предприниматели, которые закладывают в смету реальную заработную плату квалифицированных специалистов, издержки, налоговые платежи и сборы, стоимость современных материалов, конкурировать в цене с такими «победителями» не могут. А качество работ и услуг, как это ни странно, не принимается  в расчет. А ведь низкая цена при плохом качестве товаров, работ или услуг сводит на нет результат от проведения торгов. Есть и другие «подводные камни». К примеру, исполнителей работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капитального строительства сегодня можно определить только по результатам аукционов. И победителем становится тот, кто предложит минимальную цену. Между тем, если бы проводился конкурс, то можно было бы оценить квалификацию участников, используя определенные критерии. Мы предлагаем снизить до 10 миллионов рублей ценовую планку проведения аукциона по тем работам, для выполнения которых уже требуется, как минимум, 5-летний опыт. Сегодня этот порог составляет 50 миллионов рублей. Кстати, со второго квартала 2011 года в городе начнут проводиться электронные торги. Мы надеемся, что это не только повысит качество размещения заказов, но и усилит конкуренцию, даст дополнительную «прибавку» в экономии местного бюджета.
    Давно замечено, что при подготовке и принятии очередного годового бюджета получатели финансовых средств чаще всего ведут речь о его расходной части: кому и сколько. А вот те, кто рассчитывает и формирует бюджет, «упирают» на его доходную часть. Наверное, так и должно быть. Но при этом, всё же, не следует забывать, откуда «бьет источник»  благосостояния. Бюджет Хабаровска более чем на 70 процента формируется из налогов. И те, кто их не платит, лишает город возможности развиваться, выполнять социальные обязательства. Согласно исследованию, которое провёл и представил летом этого года на заседании «круглого стола» «Уплата налогов – обязанность субъектов предпринимательства и жителей города» Дальневосточный НИИ рынка, почти 48 процентов хабаровских предпринимателей, так или иначе, участвуют в теневом обороте. А это значит, что используются «серые» схемы выплаты зарплат, не выплачивается налог на доходы физических лиц. Существуют проблемы с выплатой налога на имущество физических лиц, с долгами граждан по транспортному налогу и другим обязательным сборам. А ведь все в нашей жизни взаимосвязано и взаимозависимо.
    Хочу пожелать землякам-хабаровчанам с хорошим настроением встретить приближающийся Новый год и светлый праздник Рождества Христова! Желаю всем крепкого здоровья, успехов, удачи! И чтобы у нас всегда была полна семейная «чаша» и общая городская казна!



Сергей Мельниченко





Возврат к списку