"Хабаровская городская дума". "Предстоит много и эффективно работать"

"Хабаровская городская дума". "Предстоит много и эффективно работать"

29.07.2014

От первого лица

Предстоит много и эффективно работать

Анализируя работу V созыва Хабаровской городской думы, срок полномочий которой истекает в сентябре, ее председатель Сергей Савков главным результатом завершающейся думской пятилетки называет, в первую очередь, «человеческий фактор»:

- Оценивать деятельность думы можно, прежде всего, по тому, в какой степени ее депутатам удавалось взаимодействовать и достигать результатов. В этом смысле принципиально значимым считаю то, что депутаты думы V созыва стали слаженной командой, состоящей из очень компетентных людей. Все депутаты, какую бы отрасль или сферу они не представляли (это производство и бизнес, образование, здравоохранение и культура, общественные институты), были настроены на конструктивный диалог, на оперативное рассмотрение и принятие взвешенных решений, нормативно-правовых актов, на работу, если можно так выразиться, без «помарок». Если нам и приходилось возвращаться к рассмотренным вопросам, то лишь в развитии ситуации, а не из-за какой-то досадной небрежности при рассмотрении.

Даже внеочередные заседания профильных комитетов проходили при активном участии всех депутатов, что позволяло в подробностях изучить проблемные стороны вопроса и качественно подготовить проекты к рассмотрению на заседаниях думы. Особо отмечаю высокую степень профессионализма, исполнительской дисциплины и ответственности моих коллег – руководителей комитетов: у нас не случилось ни одного срыва, ни переноса заседаний комитетов и, тем более, думских заседаний из-за того, что не было кворума, или вопрос не был доработан на комитете.

- Но предположу, что в связи со всем этим и «благодаря» отмеченному вами качеству Хабаровской думы V созыва, вас упрекали и упрекают как раз в том, что вы ставите думе в заслугу: дескать, слишком спокойный состав, никаких столкновений мнений, отстаивания позиций, противостояний – ни между депутатами, ни между думой и городской администрацией…. «Карманная» дума?

- Ну, для того чтобы обрести скандальную славу, многого-то не надо: превратить зал заседаний из рабочей площадки в площадь для митингов и тем самым просто завести дело в тупик. Вот чего у нас не было – так это оппозиции ради оппозиционности, ради того, чтобы тебя заметили и пропиарили. Но и безоглядного «одобрямса» тоже не было.

Если возникали в городе нештатные ситуации, которые вызывали тревогу и активные обращения жителей, депутаты на комитетах оперативно и с участием специалистов изучали саму проблему и пути ее решения. В случаях необходимости вносили конкретные предложения по корректировке принятого бюджета. Так было с необходимостью увеличения количества средств на ремонт детских садов, дорог и проведение внешнего благоустройства. Вообще каждый из депутатов добивался аргументированного ответа на свой вопрос: почему его наказ не получает первоочередного решения? За внешним спокойствием, но в напряженном восприятии ответов, после экономически обоснованных предложений, как правило, возникали взаимоприемлемые решения. Кстати, желание слушать и слышать друг друга сопровождалось пошаговой работой с районными проблемами и перевод их решения на уровень городского бюджета, с закреплением в конкретных отраслевых программах.

И если кто-то ставит знак равенства между независимой митинговщиной и работой депутата, то сильно заблуждается. Для конструктивных дискуссий депутаты, которые прекрасно владеют общегородской ситуацией, с учетом опыта решения проблем своего производства, всегда готовы и открыты к диалогу. Подобный подход обеспечивал рабочую прозрачность и четкость обозначенных проблем для решения, и в конечном итоге, - принятие профессионально подготовленных предложений.

- А как тогда можно назвать принцип вашей работы с администрацией города: соподчиненность? Партнерство?

- Подчиненности нет по определению, фактически: из тридцати пяти городских депутатов всего пять являются руководителями муниципальных учреждений. Все остальные – работники предприятий, организаций и учреждений регионального и даже федерального уровней. Здесь можно говорить о высоко сознательном взаимодействии коллег при решении проблем территории, на которой мы живем, трудимся и проводим досуг. Если возникала проблема и «буксовало» решение вопроса жизнеобеспечения, то и исполнительная и представительная власть (администрация и депутаты) - все с полной ответственностью решали проблемы только совместными усилиями. Специалисты администрации, предлагая те или иные проекты, обращались к депутатам, которые в рамках своих полномочий принимали решения. Но когда этих полномочий не хватало – выходили с законодательной инициативой, обращениями, или поправками на краевой уровень. Примеров тому достаточно: будь то закон о неразграниченных землях городского округа или проблема транспортного налога, бездомных животных, «пивной закон» и целый ряд других.

Тут важна и ответная реакция законодателей: оперативно изменяется закон – значит, появляется правовой инструмент для внесения корректировок в главный финансовый документ - городской бюджет и нормативные документы. Очень тяжело и непросто принимался бюджет 2014 года, депутаты вместе с администрацией самым скрупулезным образом работали над каждой его статьей, каждой строкой: что оставить, а от каких расходов отказаться – так как, в соответствии с законодательством, не могли допустить дефицита, превосходящего 10 процентов. Поэтому и работу над главным финансовым документом завершили только к концу декабря.

Сегодня мы стоим на пороге формирования бюджета нового года – и вновь ощущается тревога: что будет с местным самоуправлением и с налогами? А изменения произойдут - в соответствии со 136 Федеральным Законом уже в ноябре этого года. Главный вопрос: какова будет глубина реформы для городского округа, перейдет ли «функционал» на районный уровень, в каком виде сохранятся вопросы городского ведения? Есть целый ряд других не менее важных проблем, требующих гарантированного финансирования.

- Мы, на самом деле, только учимся самоуправлению. Многие не очень хорошо понимают, каковы возможности и полномочия такого органа самоуправления, как городская дума, порой откровенно путая с думой законодательной. В чем их главное различие?

- Городская дума как орган местного самоуправления не входит в систему государственной власти и является властью местной. Законом определены исключительные полномочия представительной власти, которые мы и реализуем, принимая бюджет и контролируя ход его реализации. Законотворчество – не наша компетенция, но городская дума наделена правом законодательной инициативы, и мы это довольно часто используем для решения вопросов жизнедеятельности Хабаровска, вносим поправки в разрабатываемые краевые законы, предлагаем корректировки, и приводим в соответствие городской Устав и нормативно-правовые акты.

- Выборы в Хабаровскую городскую думу будут проходить 14 сентября 2014 года уже по новой схеме: не смешанных, а одномандатных избирательных округов.

- Депутаты решением думы утвердили мажоритарную систему выборов, внеся соответствующие изменения в Устав города. Эта формула более чем другие подходит к местному уровню власти: люди хотят избирать конкретных депутатов не по спискам, а персонально, - известных представителей городского сообщества, на которых возлагают ответственность по решению вопросов улучшения жизни в городе, и безусловно, поддержат тех, кого знают по реальным делам, кому доверяют, тем самым, обеспечат конструктивную работу думы следующего созыва..

- А сохранится ли принцип преемственности? Ведь жизнь в Хабаровске идет не от выборов до выборов, стратегии вырабатываются порой на гораздо более длительные сроки, чем время думского созыва.

- По итогам выдвижения 17 действующих депутатов городской думы заявили о своем участии в предстоящих выборах. Преемственность очень важна в работе думы, нельзя допустить раскачки и затягивания решения вопросов при рассмотрении формирования бюджета 2015 года и тех проблем, наработки по решению которых уже сделаны: новый созыв как эстафету принимает реализацию Стратегического плана, обновленного Устава, проекта бюджета и действующих долгосрочных программ. Выражаю надежду и уверенность в том, что избиратели сделают правильный выбор - в интересах развития города.


                                                             На благо людей

Непростая наука - вести городское хозяйство

Городское хозяйство – едва ли не самая хлопотная сфера деятельности депутатов: от того, как налажена работа в важнейших для жизнедеятельности отраслях, зависит не просто благополучие и комфорт, а нередко даже безопасность хабаровчан. Здесь и вопросы благоустройства, и строительство жилья, и состояние дорог, и коммунальные сети, и многое другое… Не случайно в постоянном комитете по городскому хозяйству подобрались опытные руководители ведущих предприятий краевой столицы. Генеральный директор Хабаровского завода ЖБИ-4 Виктор Коновалов, заместитель председателя этого комитета, отмечает:

- Возглавляет наш комитет настоящий хозяйственник – руководитель «Водоканала» Владимир Стеблевский. Он не просто, как говорится, вхож во все кабинеты (такое право и возможности есть у всех депутатов), но и как руководитель муниципального предприятия принимает участие во многих рабочих совещаниях, изнутри видит и знает работу муниципалитета в сфере городского хозяйства. Есть и другие «тяжеловесы»: генеральный директор авиакомпании "Восток" Александр Ткач, директор филиала ДГК «Хабаровская генерация» Владимир Лариков…

Мы профессионально заняты в реальном секторе экономики, не понаслышке знаем положение дел в ней, ее возможности работать на благо города. А, будучи руководителями крупных предприятий, знаем, что сегодня больше всего волнует горожан – ведь мы несем ответственность за целые коллективы.

- Вы имеете самое непосредственное отношение к строительной индустрии, а это очень важная для города отрасль, ведь проблемы жилья для нашей страны очень актуальны.

- Решению их способствуют городские целевые программы. Завершена долгосрочная целевая программа «Строительство муниципального жилья на территории городского округа «Город Хабаровск» на 2008-2013 годы». На ее реализацию были заложены немалые деньги – более 1 миллиарда 23 миллионов рублей. В рамках это долгосрочной целевой программы был построен жилой дом на 33 квартиры по ул. Горького, 60-а в микрорайоне «Юбилейный», сдано 69 квартир в жилом комплексе «Дендрарий», 241 квартира в жилом доме по ул. Павла Морозова, 113.

Во втором полугодии 2013 года завершено строительство третьей очереди жилого дома по ул. Павла Морозова, 113, в котором 220 квартир строилось по муниципальному контракту, заключенному ещё в 2011 году. Продолжают действовать программы поддержки молодежи, в том числе и при приобретении жилья. Значение их трудно переоценить: если не будем поддерживать молодых, не будем создавать для них привлекательные условия, они просто будут покидать Хабаровск, а при нашей неблагоприятной демографической ситуации нужно делать все возможное, чтобы этого не происходило.

Сегодня жизнь распорядилась так, что в жилищном строительстве возникли новые задачи. Не только предприятия нашей отрасли, но и другие организации помогают в решении проблем, возникших в связи с постигшим нас прошлогодним наводнением, – и сбором средств, и поставкой необходимых материалов. Тогда каждый старался помочь, чем только возможно. Коллектив нашего завода тоже не остался в стороне. Для укрепления береговой линии на центральной набережной Хабаровска в районе Утеса мы организовали доставку фундаментных блоков, возили на временные защитные дамбы пескогравий и сланец… Все вместе город мы отстояли.

А вообще продукция ЖБИ-4 весьма востребована: мы поставляем и бетонные плиты, и лестничные марши, и различные перемычки. Мы участвуем в решении этих проблем не только в Хабаровске и Хабаровском крае, но и в Еврейской автономной области - наш железобетон нужен для строительства в Николаевке. И, конечно, мы много работаем для Хабаровска: нашу продукцию приобретает и Фонд жилищного строительства, и Управление инвестиционных программ, и «Водоканал», и предприятия энергетики, мы выиграли тендер на поставку дорожных плит для нашего спецавтохозяйства… Это намного рациональнее, чем везти аналогичные изделия издалека.

- Вы – потомственный работник отрасли, специалист, но другие депутаты городской думы не настолько хорошо владеют знаниями в этой сфере! А ведь участвовать в бюджетном процессе, принимать целевые программы, связанные со строительством, нужно всему депутатскому корпусу.

- В январе прошлого года я организовал выезд депутатов на наш завод – как раз для ознакомления с состоянием дел в строительной отрасли, для того, чтобы понятнее были наши возможности и силы. ЖБИ-4 уже 35 лет, и если начинал он как небольшой ведомственный завод, ориентированный на выпуск определенного вида продукции, то сегодня предприятие работает с учетом реальных потребностей заказчиков, достаточно быстро перестраиваясь на выпуск любых новых для нас, но востребованных не только в городе, но и за его пределами изделий.

Для Хабаровска завод является одним из градообразующих предприятий: это и рабочие места, и социальная инфраструктура, и та самая налогооблагаемая база, которая участвует в формировании доходной части бюджета города. Будучи депутатом, я могу и с этой точки зрения оценить, что значат такие предприятия для Хабаровска.

- Депутаты городской думы не принимают законов, но обладают правом законодательной инициативы. Доводилось ли вам участвовать в такой работе?

- Конечно. На комитете по городскому хозяйству мы готовили законодательные инициативы, касающиеся правил содержания домашних животных, о проекте Закона Хабаровского края «О законодательной инициативе по внесению изменнеий в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассматривали также вопросы, касающиеся законодательных инициатив по поводу отчислений в дорожный фонд, и другие.

- Вы работаете в думе уже второй созыв, постоянно ведете депутатский прием. С чем обращаются к вам избиратели?

- К сожалению, не теряет «популярности» тема ЖКХ, но многое из того, с чем приходят к депутату люди, находится в сфере государственных полномочий – касается ли это тарифной политики или способов управления многоквартирными домами.

Люди хотят жить в красивом городе, с хорошими дорогами, ухоженными дворами. Программы благоустройства дворовых территорий в Хабаровске хорошо себя зарекомендовали – люди видят изменения по соседству и тоже хотят подобных изменений. Среди депутатов в этом отношении сложилось взаимопонимание: как бы ни хотелось в первую очередь решать вопросы избирателей своего округа, нельзя забывать о потребностях других районов города. Так что стараемся решать эти вопросы согласованно, учитывая все факторы.

Для частного сектора Северного округа, где живут мои избиратели, актуальна проблема водоразборных колонок. Очень помогает то взаимопонимание, которое в этом вопросе есть у нас с председателем нашего комитета, руководителем «Водоканала»: Владимир Иванович всегда старается найти возможности если и не снять полностью (это порой невозможно) проблему, то помочь в ее решении. В этих вопросах – как и во всех других – мы стараемся работать командно. И я очень дорожу тем, что у нас это получается.


                                                    По существу

От каждого по труду, каждому по заслугам

Василий Волосников, депутат Хабаровской городской думы по избирательному округу №19, впервые депутатский мандат получил в 2000-м году. Василий Александрович - член комитета по бюджету, финансам и экономическому развитию, а кроме того - возглавляет комиссию по комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике.

- Для меня все эти годы самой большой наградой было и остается доверие людей, - признается Василий Александрович. – Я житель Южного микрорайоне, много лет работаю учителем, возглавляю 85-ю школу. В трудном 90-м году мои земляки впервые избрали меня в городской Совет народных депутатов и еще не раз оказывали мне доверие.

- Немногие знают о том, что Хабаровская городская дума полномочна награждать отличившихся людей.

- Для любого человека важно, когда его труд – на любом месте! - замечен, когда общество оказывает ему особые знаки внимания. Вот у нас в школе дети заканчивали 4-й класс, и мы посчитали необходимым отметить каждого из них. 160 учеников, переходящих из начальной в среднюю школу: были отмечены «самый улыбчивый», «самый хороший друг» и другие – все они у нас «самые-самые», а отметка будет мотивировать их развиваться, расти во всех смыслах. Собственно, у взрослых тоже так!

Казалось бы, в стране существует множество наград – и государственных, и ведомственных. Но, к сожалению, до простого человека они не так часто доходят. А сколько у нас тех же врачей, педагогов, других специалистов, общественников, которые заслуживают большой благодарности, особого уважения! Вот почему Хабаровская городская дума утвердила свои награды – за общественную деятельность, за значимое участие в социально-экономической жизни Хабаровска, за высокие трудовые показатели – словом, за то, что помогает нашему городу хорошеть.

В наградном «арсенале» Хабаровской городской думы сегодня - благодарственные письма, почетные грамоты, нагрудный знак «Признание и почет», о каждой награде разработано Положение. Претендентов на нее могут представить депутатский корпус, предприятия, организации, и учреждения, и общественные организации, предложения поступают в наградную комиссию, состоящую из пяти человек.

Мы рассматриваем представленные документы, бывает – что и спорим, подходим очень индивидуально: ведь не один кандидат на награду думы не «возникает» случайно – за каждого готовы поручиться очень многие. Свое решение мы выносим на заседание думы, и депутаты чаще всего с нами соглашаются, утверждая его. Уже на следующем заседании происходит само награждение.

- Вероятно, есть у думских наград уже своя история, своя статистика?

- Поначалу, когда о такой возможности отметить наших горожан еще не очень хорошо знали, награждений было немного. Но зато теперь ни одна знаменательная дата, ни один общегосударственный или профессиональный праздник - будь то День учителя, День медицинского или социального работника, предпринимателя - не обходятся без того, чтобы кто-то из хабаровчан получил награду от городской думы. Депутаты думы, например, инициировали поощрение людей, которые много сделали для того, чтобы добиться присвоения Хабаровску звания Города воинской славы. Среди тех, кто удостоен наград городской думы, - хабаровчане самых разных возрастов, профессий и званий.

- Но у возглавляемой вами комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике есть и другая функция: она работает и как конфликтная комиссия. Эту ипостась, вероятно, трудно назвать приятной…

- Во многих муниципальных образованиях России, кстати, конфликтных, «этических» комиссий вообще нет. В 2006 году Хабаровская дума приняла и утвердила правила депутатской этики. В 2009 году, начиная работать в думе 5 созыва, мы решили вернуться к традициям, которые родились за 115 лет до этого. Напомню, что в январе 1894 года двадцать шесть гласных, избранных в первую городскую думу Хабаровска, принесли присягу.

Мы перед первым заседанием Хабаровской городской думы V созыва тоже подписали клятвенное обещание - честно и добросовестно исполнять обязанности депутата, руководствуясь Конституцией и законами РФ, соблюдать устав Хабаровска, поступать согласно общепринятым нормам морали и правилам депутатской этики, служить на благо развития дальневосточной столицы. Текст клятвы, скрепленной подписями городских депутатов, передан на хранение в музей истории города Хабаровска. Это не просто слова – это осознанная большая ответственность за каждое дело каждое решение. Это – некий кодекс чести.

За время становления местного самоуправления (а в современной истории России у него пока не очень большой «возраст») городская дума существенно «повзрослела». В первые созывы, на волне игр в популизм, в думу иногда попадали люди, далекие от сути городских проблем, это препятствовало эффективной работе. Благодаря деятельности комиссии, ее противостоянию любым попыткам использовать депутатские полномочия и возможности по неблаговидным поводам, благодаря поддержке депутатов нам удалось удержать думы в работоспособном состоянии, не дать ей превратиться в арену пустопорожних споров и место реализации чьих-то сомнительных амбиций. Так что, полагаю, и эта деятельность комиссии по регламенту и депутатской этике оказалась весьма значимой.

- Не могу не спросить о, вероятно, самом главном деле вашей жизни: вы педагог с огромным стажем, школьный директор. Ощущает ли в своей работе школьный директор Волосников эффективность решений, принимаемых думой, депутатом которой он является? Видит ли он сам положительные результаты взаимодействия думы и администрации города?

- Должен сказать, что Хабаровску очень повезло с мэром: Александр Николаевич Соколов очень четко расставляет приоритеты, он доверяет депутатскому корпусу, прислушивается к мнению избранных в думу людей. Позволю себе привести в пример красноречивые цифры: в бюджете города на образование выделено 49 %, общие расходы на социальную сферу составляют более 60 %! Сегодня нет оснований говорить о том, что на ремонты школы выделяется недостаточно средств. Оборудуются пришкольные спортивные площадки и спортзалы, возводятся досуговые центры. Это очень важные, знаковые перемены к лучшему.

Примером может служить строительство межшкольного стадиона на базе нашей школы № 85. Оно обошлось городской казне в 25 млн. рублей. Так было поддержано коллективное предложение избирателей и депутатов. А в результате 2 октября 2013 года появился замечательный современный спортивный комплекс, востребованный хабаровчанами.

За годы своей депутатской работы я слышал много звонких обещаний, но знаю и уверен, что никто ничего в одиночку сделать не может. В любом большом деле возможно только участвовать – конструктивно или наоборот, разрушительно. Личные амбиции хороши до известного предела. Только совместная созидательная работа депутатского корпуса и администрации города может принести - и приносит! - действенные результаты. А объективную оценку нам дают горожане.    


Возврат к списку