"Хабаровская городская Дума". "Город, в котором хочется жить". Выпуск №10

"Хабаровская городская Дума". "Город, в котором хочется жить". Выпуск №10

24.12.2013

От первого лица

Город, в котором хочется жить лучше

На V Международном форуме «Мегаполис XXI век», который проходил в сентябре в Москве и где участвовали представители 60 городов не только России, но и Украины, Армении, Беларуси и других государств, городу Хабаровску вручили диплом в очень знаковой номинации: «Город, в котором хочется жить». Председателю Хабаровской городской думы Сергею Савкову, который представлял столицу Дальневосточного федерального округа, первому из собравшихся было дано ответное слово.

- Принимая награду как оценку городскому сообществу, я добавил: Хабаровск - город, в котором хочется жить лучше, - признается он. – Собственно, эта та цель, ради которой мы работаем.

Уходящий год оказался поистине уникальным – тут и величайший природный катаклизм, и очень важная с точки зрения определения дальнейших приоритетов избирательная кампания, и знаковые юбилеи Хабаровского края и его столицы и, безусловно, день Хабаровска в Кремле – вручение Хабаровску Президентом России грамоты города воинской славы.

Но давайте нынче обойдемся без традиционных отчетов. Куда важнее постараться понять, что нужно и, главное, что можно сделать в наших условиях для того, чтобы в Хабаровске с каждым годом становилось жить лучше.

Наш город не на алмазах, не на нефти или золоте стоит – ресурсы его не безграничны. Мы в очень большой степени зависим от налоговых поступлений, от Федеральных и краевых субсидий и субвенций, от платежей за аренду принадлежащих муниципалитету помещений и ряда других поступлений. Главная задача, которая стоит перед руководством города, - наращивание доходной части бюджета и получение возможностей для развития Хабаровска.

Казалось бы, зарплаты растут, увеличивая объем доходов от налогов, но в последние годы этого увеличения нам почувствовать не удается. В июле этого года вышел Федеральный закон, согласно которому в 2014 году в городе останется 15 вместо 24,5 процента от собранного налога. С изменением законодательства из прошлогоднего бюджета Хабаровска уже было выведено более 1,8 млрд. рублей, из будущего бюджета - еще 1млрд. 661млн рублей. Об этой практически главной проблеме – недофинансирования муниципальных бюджетов - на всех уровнях государственной власти докладывает мэр города.

Почти 60 процентов поступлений в краевую казну дают налоги, собранные в Хабаровске, где проживают 45 процентов населения края, - и это понятно: в краевой центр вкладываются, из него и берется. Но когда с одного рубля собранных налогов сегодня в городе остается чуть больше восьми копеек, есть о чем задуматься всем. И вряд ли продуктивным способом решения этой проблемы будет повышение арендной платы, тем более кратно и для всех - и для учреждений культуры, и образования, и здравоохранения.

Из множества сфер, дающих возможности развитию городского бюджета, на поверхности, казалось бы, основная: активизация инвестиционной составляющей. Но в последние годы в ее реализации заработал «тормоз» - из-за отсутствия у города земли под строительство. Городские депутаты обратились в Законодательную думу Хабаровского края по этой проблеме, но пока поддержки не получили, и поэтому сроки выделения земли для инвесторов под строительство остаются практически неприемлемыми.

Городское развитие в таких условиях просто невозможно, мы вынуждены будем искать другие подходы, в том числе - возвращение к рассмотрению налога на самообложение. Законодательством такое право предусмотрено - для реализации проектов, которые необходимы и согласовывают жители.

- А разве подобные попытки предпринимались ранее?

- Да, в 2007 году наши депутаты отказались принимать единственный нормативно правовой акт из предписанных 131 Федеральным законом – он касался как раз самообложения населения. Депутаты сняли этот вопрос с рассмотрения как непопулярный. Тогда у города был самый большой в истории бюджет! Это были лучшие докризисные годы. К 150-летию Хабаровска было введено более 500 объектов! В истории остался год, когда в городе было благоустроено 200 дворов более 30 проездов. А сегодня едва хватает денег на благоустройство 50 дворов. Нет средств на программу по сносу ветхого жилья и строительство жилья для малоимущих, ремонта ветхих сетей. Тем более что в первоочередном порядке необходимо решить проблемы людей, оставшихся без жилья из-за наводнения.

- Вы же понимаете, насколько это тонкая сфера! Вам какие-нибудь скептики еще не припомнили всевозможные налоги на местное население из сказки про Чиполлино?

- Федеральный закон № 131 «О местном самоуправлении» допускает возможность создания цивилизованных условий в городе и издание нормативно-правого акта о самообложении местным налогом, который позволит городскому сообществу на свои средства реализовывать актуальный для всего населения проект, средств на который в бюджете нет.

Если жители хотят жить в комфортном, экологически чистом городе, в котором широкие дороги, новые современные трамваи, троллейбусы, автобусы, а средств не хватает, то можно сообща выбрать приоритеты, определить цену вопроса, собрать эти средства, установить контроль и участвовать в реализации.

- То есть собрать всем миром недостающие 10 процентов бюджетного дефицита?

- Ну, что вы! Бюджетный дефицит для решения задач, определенных в бюджете, сам по себе – нормальный и развивающий фактор. Он заставляет всех работать рациональнее и находить источники дохода – и, как правило, это удается. Но нужен ведь задел на развитие города, его будущее.

- Наши городские депутаты, напомним, – работают на неосвобожденной основе. Они постоянно находятся в коллективах и просто в городе, среди людей, вместе с ними испытывают гнет этого самого бюджетного дефицита. Значит, они, прежде всего, самим себе должны объяснить, почему идея самообложения достаточно жизнеспособна…

- Депутаты городской думы практически все являются руководителями различных предприятий. Они прекрасно понимают эту стратегическую целесообразность. Ведь смысл идеи самообложения – не в том, что у жителей опять и безвозвратно что-то заберут, а в том, что таким путем произойдет вложение, инвестиция в определенное ими собственное развитие,

Нужно понимать самое главное: в том случае, если городское сообщество примет решение идти таким путем, то всё будет происходить только с согласия горожан, подконтрольно им, абсолютно прозрачно. Именно сами жители примут решение о том, что принять за первостепенную задачу.

Вопросов, решение которых необходимо для улучшения жизни в городе, достаточно. К примеру, после пережитого наводнения горожане могут назвать самой приоритетной задачу не просто восстановления набережной, и даже не только возведения, по сути, принципиально нового гидротехнического сооружения (на это, кстати, немалые средства готовится выделить федеральный центр), но и создания современной, хорошо оборудованной береговой линии – с транспортной и инфраструктурной составляющими, рекреационными и другими возможностями. Захотят ли хабаровчане вложиться именно в такой проект? Вопрос, на который ответят только они сами.

Безусловно, важны проблемы экологии, чистой воды. Наличие и содержание резервного источника питьевой воды – удовольствие не из дешевых, но, тем не менее, это не роскошь, а насущная потребность большого города, которую за счет одних бюджетных средств решить очень сложно.

Или – расширение городских магистралей. Город уже ведет работы на улице Дикопольцева, но ждут своего часа улицы Тихоокеанская, Волочаевская… Проблема дорожных «пробок» - это наши нервы, здоровье, это не восполняемые траты времени, даже экономический ущерб. Для ослабления напряженности на дорогах уже мало сокращать количество наземных переходов и строить надземные. Это не очень удобно для пешеходов. Такие улицы, как Калинина, Дикопольцева, Тихоокеанская, а также площадь Ленина нуждаются в переходах подземных. Словом, желаний у нас всех много, горожане вправе выбирать и другие приоритеты.

- Но, очевидно, предшествовать такому выбору должно осознанное желание хабаровчан пойти на такой диалог с администрацией. А оно вряд ли возможно без хорошего понимания ими общей ситуации, активного участия в принятии тех или иных решений…

- К сожалению, наши земляки по понятным причинам еще не достаточно активны в вопросах, которые связаны с принятием ответственных решений для обеспечения жизнедеятельности города. Нередко высказываются мнения: мол, лучше тратить не на эту отрасль, а на другую. Казалось бы: давайте обсудим наши желания и соотнесем их с возможностями, для участия в этом процессе в свободном доступе находится такой важный документ, как проект бюджета. Но подобной инициативы снизу, как правило, нет…

Зато, стоит случиться порыву на теплотрассе, сразу появляются вполне справедливые жесткие вопросы: почему не отремонтировали, почему не обеспечили… В бюджете 2013 года из-за дефицита сильно сокращалась и эта строка. А в результате - порывы сети в период пиков эксплуатации.

Так же и с благоустройством дворов. Необходимо в год обновлять около 150 дворов, чтобы лет через пять –семь снять проблему. Но это – не менее полумиллиарда рублей затрат ежегодно! А город имеет в пять, а то и в десять раз меньше требуемого. При внимательном рассмотрении бюджета и сопоставлении его статей любой хабаровчанин может это увидеть.

Возможно, при осознании комплекса наших общих обоснованных потребностей, на которые средств недостаточно, идея самообложения уже не покажется такой уж «несимпатичной». Она может оказаться вполне приемлемой для тех, кто понимает необходимость дальнейшего развития Хабаровска, кто осознает, что привлекательным для жизни и для инвесторов может быть только ухоженный, инфраструктурно развитый город, а это требует совместных действий.

- А каким образом может быть принято решение о самообложении?

- Ему в обязательном порядке, должен предшествовать широкий диалог. Собственно, наш разговор тоже служит этой цели. В результате мы должны получить либо полное отторжение идеи, либо готовность обсуждать и начинать продвигаться в направлении ее реализации.

Естественно, такой местный налог не может распространяться абсолютно на всех. От него, безусловно, должны освобождаться малоимущие граждане, инвалиды и другие слабо защищенные категории. Вероятно, он вообще должен быть очень дифференцирован и для кого-то выливаться в чисто символическую сумму, но при этом каждый, кто готов поделиться с городом, будет реально причастен ко всем благим переменам в нем. Будет иметь полное право спросить за всё, что оплачено его личным вкладом. Хотя, конечно, можно и отказаться… Но ведь даже в семье мы стараемся не все «проедать», находим возможности для долгосрочных и порой дорогих «проектов».

- Не преждевременен ли подобный разговор для города, из которого уезжают?

- А вы вспомните, как самоотверженно отстаивали хабаровчане свой город во время наводнения! Спасали людей, спасали их дома, имущество. А по большому счету – спасали свое будущее и будущее Хабаровска. И о том, как развиваться городу, в котором хочется жить лучше, нужно думать всем нам.


Главное

Бюджет – дело сложное

Депутаты городской думы на ноябрьском заседании в первом чтении отклонили проект бюджета на 2014-2016 годы и отправили на доработку. Руководство думы подчеркивает, что имеет место нормальный рабочий момент. Депутаты вносят предложения, и бюджет спокойно дорабатывается. Такие меры связаны с дефицитом бюджета в 1 миллиард 75 миллионов рублей, что составляет 13,7 процента. В соответствии с Бюджетным кодексом, дефицит городской казны должен быть не более 10 процентов. Цель, которую поставили перед доработчиками главного финансового документа депутаты, – оптимизация расходов, увеличеине доходной части

- Бюджетирование – это вообще долгий и сложный процесс. Работа над главным финансовым документом Хабаровска начинается задолго до его прохождения в думе - как минимум, за полгода, - объясняет заместитель председателя Хабаровской городской думы Николай Корниенко. – Практически это ежедневная скрупулезная работа всех отраслей по тем или иным предложениям в проект бюджета 2014 года и на плановый период до 2016 года.

Вначале проходит предварительная работа - при обязательном участии заместителя председателя городской думы, участвуют по территориальному и отраслевому признаку и другие депутаты, у которых могут быть в связи с тем или иным положением свои принципиальные вопросы. Этот этап длится примерно до сентября. Именно в сентябре мы узнаём параметры краевого бюджета.

Приходилось учитывать и некоторые разногласия в подходах и цифрах, которые обсуждались как на профильном комитете, так и на заседании думы, анализировать поступившие предложения, отклонять некоторые из них - например, по вполне уважительной причине: изменилась налогооблагаемая база. На 5 процентов, согласно нормативу уменьшились отчисления в городскую казну по налгу на доходы от физических лиц. Если в 2013 году норматив составлял 24,5 %процента, то в 2014 году он обозначен как 19,5 процента. Существенно изменился норматив по отчислениям транспортного налога – с 50 процентов он упал на 10 процентов. Есть и ряд других видов налогов, отчисления от которых теперь распределяются иначе.

Это очень серьезный, во многом даже определяющий момент, потому что с уменьшением для города налогооблагаемой базы сокращается и доходная часть бюджета. В 2014 году налоговые и неналоговые доходы города прогнозируются в объеме 8 млрд. 137 млн. рублей. К уровню 2013 года ожидается снижение на 11 процентов, незначительный рост предполагается к 2015 году.

В структуре поступлений в бюджет города налоговые доходы планируются в объеме 5 млрд.544 млн. рублей – здесь тоже наблюдается снижение по отношению в 2013 году на 12 процентов.

Но экономика – это не бездушная арифметика, бюджет не оценивается лишь по результатам нехитрых математических вычислений. И сами по себе цифры ни в коем случае не дают оснований говорить о том, что мы будем жить хуже или, тем паче, откажемся от каких-то обязательств в социальной сфере. Нельзя забывать о том, что вместе с деньгами город передал на краевой уровень и ряд своих полномочий - прошлого года, к примеру, здравоохранение находится в компетенции субъекта федерации. Соответствующим образом изменено и бюджетное законодательство.

Хочу подчеркнуть, что самое значительное изменение в нынешнем бюджетном процессе – это то, что мы, вслед за страной и краем, перестаем жить одним годом, переходя на трехлетний «шаг» бюджета. Основным бюджетным инструментом будет программно-целевой метод. Разработка и исполнение бюджета будет осуществляться в связи с концепцией «Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года» при одновременном формировании муниципальных программ и подготовкой 2015 года к программному бюджету. В ближайшем будущем до 95 процентов в бюджете города будут занимать программные продукты. Это большая ответственность для их исполнителей.

Сейчас в Хабаровске муниципальные программы утверждены, в 2014 году их будет 22, а не 54, как раньше. Но я снова подчеркну: чистой арифметикой руководствоваться при оценке этого число нельзя. На самом деле администрация города и депутаты думы более рационально подошли к формированию целевых программ. Часть действующих программ вошли в состав муниципальных в форме подпрограмм и мероприятий. Естественно, ни от каких взятых на себя обязательств город не отказывается, объем финансирования программ не уменьшается.

Несомненный плюс при программно-целевом методе – это то, что действие программ может быть более продолжительным, само их планирование будет более рациональным, финансирование – стабильным, использование денежных средств – более эффективным.

Приоритет у администрации Хабаровска и депутатов городской думы при формировании бюджета был и остается прежний: социальная направленность. К примеру, в проекте бюджета на 2014 год 48 процентов закладывается на финансирование сферы образования.

Есть предварительные оценки того, как исполняется бюджет 2013 года. Он подвергался корректировке трижды. Это плановая работа, она направлена на более эффективное использование бюджетных средств. Ни одна из защищенных статей не оказалась под угрозой из-за постигшего нас наводнения. Обязательства федерального и краевого правительства, связанные с финансированием работ по ликвидации последствий ЧС, выполняются. Никаких задержек выплат в бюджетной сфере не произошло. И если изначально планируемый дефицит городского бюджета 2013 года составлял 9,9 процента, то сейчас мы выходим уже на цифру 7,9 процента.

Оценку исполнению бюджета 2013 года депутаты дадут весной, заслушав традиционный отчет мэра Хабаровска.


Вектор развития

Пора отказаться от слова «окраина»

По счастью, те времена, когда Хабаровск хорошел только «фасадом» - своим центром – уходят. В городе принят и выдерживается, если так можно выразиться, «центробежный курс» развития – к периферии, когда всё то, за чем жители отдаленных рабочих и «спальных» микрорайонов вынуждены были ездить в центр, приходит к ним. Поселок имени Горького тоже должен ощущать на себе эти процессы, считает член комитета по бюджету, финансам и экономическому развитию Хабаровской городской думы Денис Пукас:

- Эта часть города сопоставима с иным районным центром, здесь живут около 30 тысяч человек. это мой избирательный округ № 4. В свое время поселок , по сути и был своеобразным центром – здесь действовал завод имени Горького, очень значимое предприятие оборонного комплекса. Можно сказать, люди жили при заводе. Сегодня ситуация иная. На моем избирательном округе много пенсионеров, бывших заводчан. Им не всегда под силу справиться с житейскими проблемами. Одна из моих первоочередных задач – помогать таким людям.

Вот моя «статистика»: за время, которое я являюсь депутатом пятого созыва, ко мне поступило около 250 обращений, из них только за последний год – 20 личных, 2 коллективных, 7 получены во время встреч с избирателями на округе. Каждое второе обращение – от пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов, других людей, нуждающихся в особой социальной поддержке.

Кому-то может показаться незначительным поводом, например, не работающий телефон. Но для пожилой женщины, обратившейся ко мне с таким вопросом, это и возможность вызывать врача, и совершенно необходимое общение. Это уже не мелочи. Конечно, подключились, помогли решить проблему, с которой пенсионерка сама справиться не могла. Мы вообще регулярно встречаемся с ветеранами завода, стараемся быть в курсе их забот, помогать.

Или совершенно необычная просьба одной жительницы дома ветеранов, покинувшей родной Севастополь во время Великой Отечественной войны. В те страшные дни она потеряла мужа: машина, на которой он ехал, подорвалась на мине. И до наших дней вдова не могла получить медаль за погибшего супруга. Эта награда была важна ей как память. Мы помогли ей решить этот вопрос. Ни у кого не повернется язык назвать его мелочью.

Впрочем, мои избиратели пишут и говорят не только о личных проблемах, которых, к сожалению, немало. Жителей поселка волнуют проблемы экологии, их заботит то, кто и как помогает детям и молодежи организовать досуг, они переживают о том, что в районе, по их мнению, всё еще недостаточно ухоженных мест отдыха и современных развлекательных центров. В этом многие из них справедливо видят причину наркомании и других опасных явлений.

Наши встречи с избирателями регулярно проходят в здешнем доме культуры. Я рад, что скоро в этом значимом для многих жителей поселка учреждении начнется ремонт.

Я сам много занимаюсь спортом, так что, можно сказать, профессионально анализирую то, какие возможности для занятий физкультурой и спортом существуют у моих избирателей. Отрадно, что реконструирован дворец спорта «Заря». Там работает бассейн, сегодня это очень востребованное спортивное сооружение.

Кроме того, появилось поле для игры в бейсбол и второе поле для хоккея с мячом, на которое городской бюджет выделил 20 миллионов рублей. Подобные решения поддерживаются депутатами, потому что их важность неоспорима. У людей должен быть выбор. Не все могут себе позволить занятия фитнесом, спортом на платной основе, необходимы и так называемые социальные спортивные объекты, на которых детвора может заниматься теми же игровыми видами. Там заливаются катки, организуется прокат коньков по доступным для большинства ценам.

По тем же соображениям в дополнение к бассейну «Заря» построен бассейн в школе № 27, уже около двух лет он принимает и детей, и их бабушек и дедушек. А к 2015 году надеемся найти возможности для реконструкции здесь же пришкольного стадиона.

Всё это особенно важно для поселка имени Горького. Те перемены, которые произошли здесь в 90-е годы, вызвали рост социальной напряженности. На такой почве возможны только недобрые всходы – мы испытали рост правонарушений, всплеск наркомании. Противостоять этому можно только такими мощными средствами, как крупные спортивные объекты, в которые молодежь тянется.

Дело социологов или правоохранителей - анализировать ту отдачу, которую мы получили и получаем благодаря такой стратегии. Но то, что на улицах поселка сегодня гораздо меньше праздно шатающихся, внушающих опасение молодежных компаний, замечают не только специалисты. Я общаюсь с родителями школьников и знаю: досуг всё большего числа детей организован, они посещают учреждения дополнительного образования, и практически девять из десяти ходят в те или иные спортивные секции: плавание, хоккей, единоборства. В тех случаях, когда семьям сложно нести расходы на спортивные занятия детей, мы стараемся найти возможность им помочь.  


Возврат к списку